Со времени преступления прародителя нашего мы,
несмотря на расслабление своих духовно-нравственных сил,
обыкновенно думаем о себе очень высоко.
Хотя каждодневный опыт очень впечатлительно удостоверяет нас
в лживости такого о себе мнения,
мы в непонятном прельщении не перестаём верить,
что мы нечто, и нечто немаловажное.
Эта, однако ж, духовная немощь наша,
затворяет ту дверь в уме или духе,
чрез которую одну обыкновенно входит в нас благодать Божия,
не давая благодати сей внити внутрь и возобитать в человеке.
Она и отступает от него.
Ибо как может благодать, для просвещения и помощи,
войти в того человека, который думает о себе,
что он есть нечто великое,
что сам всё знает и не нуждается ни в чьей сторонней помощи?
Господь да избавит нас от такой страсти самомнения!
Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно,
особенно в огорчении и раздражительности на других из-за самых неважных причин.
Гордость в вере проявляет себя тем,
что гордый дерзает поставлять себя судьёй веры и Церкви и говорит:
я этому не верую и этого не признаю; это нахожу лишним,
это ненужным, а вот это странным или смешным.
по учению святых отцов