Чайная церемония для японца - это религия.
Это обожествление искусства жить.
(Кикудзо Окакура)
К числу уникальных искусств, которые в нашем понимании неразрывно связаны с Японией, относиться искусство чайной церемонии - тя-но ю, что дословно означает «чай с горячей водой» (тя - чай, ю - горячая вода) .
Тя-но ю - это один из путей познания психологии и мировоззрения японцев. Ее истинный смысл заключен не столько в дегустации заваренного по всем правилам чая, сколько в обретении определенного душевного состояния, отрешении от суеты повседневной жизни и постижении Дзен. Чайная церемония способствует установлению атмосферы единения, со-мыслия между всеми ее участниками, подразумевающей отрешение от собственного «я» .
В чайной церемонии, как в зеркале, отражена суть культуры Японии, ее уникальность и неповторимость.
История чайной церемонии берет свое начало в VIII веке. По одной из версий, чай был впервые завезен в Японию из Китая в 805 году. В Китае его ценили как лекарственное растение, снимающее усталость и помогающее от многих болезней, и даже использовали при медитации. В одном из древних даосских трактатов говорится, что "если пить чай постоянно, можно обрести крылья и научиться летать".
После прекращения официальных отношений с Китаем в 894 году интерес к чаю резко снизился, и только в 1191 г. он вновь появился в Японии.
В XIII веке, после распространения в Японии учения Дзэн, чаепитие переросло в своеобразный ритуал, который вскоре стал неотъемлемой частью быта в буддистских монастырях. В XV веке благодаря дзен-буддистскому монаху Сюко сформировались основы «тя-но ю» . Именно он привнес в чайную церемонию атмосферу простоты и недоговоренности, отражающие основные принципы эстетики Дзен. По убеждению Сюко, прекрасное не должно проявляться в полную силу, для его реализации необходимо сокрытие. Суть церемонии составляли непринужденная искренность и природная естественность вещей. Созданная Сюко концепция «вабитя» была основана на четырех принципах:
естественность и спокойствие,
немногочисленное и простое убранство,
утварь в соответствии с возрастом гостя,
невозмутимость и безмятежность.
Чайная церемония окружена особой атмосферой, которую японцы называют «Ва» . В тя-но ю все, начиная от сада и построенного в нем чайного домика до убранства чайной комнаты, создано но для того, чтобы порождать определенное состояние духа.
За многовековую историю чайной церемонии сложилось семь типов чаепития:
«Чайное действо утром» .
«Чайное действо в полдень» .
«Чайное действо ночью» .
«Чайное действо со сластями» .
«Чайное действо вне определенного времени» .
«Чайное действо на рассвете» .
«Чайное действо, устраиваемое для тех, кто пришел после «основного чаепития» .
Мир быстротечен.
Дым от свечи уходит
В дыру на крыше.