Алексей Новиков
Алексей Новиков

Что характерно для жанра молитва? В каких случаях Лермонтов обращается к этому жанру? За два вопроса даю 50 баллов.

АЯ
Анна Яновская

«Молитвы» Лермонтова – это образец разительного и стремительного
становления поэтической души от истока до вершины, от самооправдания
и мятежа до безграничной любви и легкости.
Его первая «Молитва» (1829) – это искренняя, прямая, честная и обличающая
себя самого исповедь, это желание поговорить с Богом без каких-либо
посредников, желание высказать о себе всю подноготную, ничего не приврав
и не приукрасив, это довольно-таки честное признание за собой многих грехов,
от которых лирический герой и не собирается отказываться.
Молодой пятнадцатилетний поэт, ощущающий свою вину в неповиновении Божьим заветам, в нарушении Его заповедей, в порыве страстного желания выговориться
и облегчить свою мятежную непризнанную душу сразу раскрывает все свои карты, стараясь ничего не скрывать:

Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;

Он рассказывает обо всех своих прегрешениях, о каждом своем мимолетном неправильном помысле, и в то же время яро пытается оправдаться перед
Богом, находя своим проступкам тысячи иных причин, которые, как ему кажется,
вполне способны оправдать его целиком и полностью.
В этой его молитве нет того смирения перед Богом, что свойственно многим
молитвам (прежде всего, как жанру религиозной литературы) .
Лермонтовская «Молитва» - это горячий и импульсивный вызов Богу, воззвание молодого поэта к Высшему Судие, это признание оголтелого мятежника и смелого песнопевца, предпочитающего земные страсти небесным благам, дарованным человеку.
Поэт еще не готов отказаться от того мира, в котором он находится сейчас, от той яркости и блеска витрин и балов, однако он уже прекрасно понимает тесноту того островка, на котором бродят его заблудший ум и помертвевшее сердце.

«Молитва» 1837 года – это уже иной уровень организации поэтической души Лермонтова. Поэт отходит от нелепого самооправдания, от обличительных
речей и от ненужных воззваний, прося в своей молитве не за себя, непримиримого мятежника и усталого путника, а за свою любимую:

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

За ту, которая вряд ли когда-нибудь будет с ним рядом, однако образ её благороден
и еще способен возродить в поэте угасшие любовные чувства, способен всколыхнуть увядающее и окаменевшее сердце, уставшее от жизни, изгнания, одиночества и непонимания.
Стихотворение это, по-видимому, было обращено к Варваре Александровне Лопухиной, которую до конца жизни любил поэт, однако семья девушки была против её брака с Лермонтовым. Любовь, которая так неожиданно появилась, сохранилась в сердце Лермонтова до самых последних годов его жизни.
В своей «Молитве» Лермонтов обращается уже не к Христу, как это обычно было принято, а к Богородице, к Божьей Матери, которая является заступником всего человечества перед лицом Её Сына.
Лермонтов, терзаемый демоническими мыслями, еще страшится просить за себя,
но всю свою любовь, всю свою веру он вкладывает в образ единственной Прекрасной Дамы, за которую и молит Божию Матерь. Свою персону он даже не осмеливается поставить в один ряд с «девой невинной» , ведь он только «безродный странник с пустынною душой» .

«Молитва» 1839 года посвящена М. А. Щербатовой, с которой связана первая дуэль Михаила Юрьевича Лермонтова с Э. де Барантом, повлекшая за собой ссылку поэта
на Кавказ.
По свидетельствам современников, М. А. Щербатова велела молиться поэту, когда у
него на душе тоска. Лермонтов пообещал обязательно выполнить завет своей возлюбленной и в 1839 году написал стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…») .
В отличие от двух предыдущих текстов эта «Молитва» проникнута именно той светлой грустью и печалью, однако в ней проблескивает свет надежды, которая не угасает как обычно, а продолжает освещать темные демонические дебри души Лермонтова.

ЭБ
Эдик Белозеров

Молитва- это обращение к Богу или к святым.
http: //www. lib. csu .ru/ vch/ 188 /028. pdf (без пробелов) с 144
Стих Лермонтова "Молитва"- http:/ /azbyka. ru/ stihi/ lermontov /lermontov_ molitva_ 1829.shtml(без пробелов)
Стихотворение «Молитва» наполнено настроением божест­венного откровения. Поэт пишет о том, что не только смысл мо­литвы, но и сами звуки обращённых к Богу слов («созвучья слов живых» ) помогают человеку пережить трудную минуту. Поэт использует минимум изобразительно-выразительных средств, стихотворение звучит очень просто, естественно, как обычная че­ловеческая речь, но что-то в нём завораживает, заставляет повто­рять его несколько раз. Отметим эпитеты, употреблённые с ин­версией: «в минуту жизни трудную» , «молитву чудную» , «сила благодатная» , «слов живых» . В прямом порядке употреблены эпитеты «непонятная, святая прелесть» . Ощущение песни созда­ют повторы («И верится, и плачется, / И так легко, легко…») . (http://vsesochineniya.ru/stixotvorenie-molitva-lermontova.html)

Похожие вопросы
какие жанры характерны для произведений Древней Руси?
Молитва - как жанр в лирике Лермонтова? Помогите!! ! Пожалуйста!!!
Что характерно для жанра молитва ( в литературе) ? За подробный ответ - 20 баллов
Что характерно для жанра молитва? За подробный ответ - 20 баллов
Один вопрос про И. А. КРЫЛОВА. Укажите характерные черты данного жанра ( который писал Крылов)
Кто правильно ответит на вопрос подарю 50 баллов!
Кто является родоначальником жанра "молитва" в зарубежной и русской литературе?
Лермонтов "Вий" нужно ответить на 6 вопросов
В каких случаях Бог не слушает молитвы?
какому английскому поэту подражал Лермонтов