Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобыль - украинские, а сподик - польские хасиды. Существуют особые фасоны штраймл, которые носят не целые общины, а только их главы, рабеим. К этой группе можно отнести собл или цойбл - высокий штраймл из соболиного меха (в таком ходил, например, покойный Ребе из Богуша) , колпик - нечто среднее между сподиком и штраймл. Главы разных хасидских дворов Ружинской династии носят обычный штраймл, но ермолка, вшитая в него, не куполообразная, а конусообразная, остроконечная, высокая. Штраймл носят только женатые мужчины. Исключение составляют несколько десятков потомственных семей в Йерушалаиме. В этих семьях мальчик впервые надевает штраймл в день совершенолетия, бар мицвы в 13 лет. С головными уборами, в основном, мы познакомились. Попробуем разобраться в остальном. Надо научиться отличать хасидов от литваков и сефардов. Первый классический признак: галстук. Только литвак наденет его. Исключение составляют Ружинские хасиды. Хасиды испытывают к галстуку нескрываемое отвращение и называют его геринг (селедка) или экэлэ (хвостик) . Стоит сказать два слова о причине этой галстукофобии. Хасидский фольклор объясняет ее тем, что первым действием в процессе завязывания галстука является узел, имеющий форму креста. О том, насколько евреи любят крест, не стоит распространяться. 2-й отличительный признак хасида - борода. Большинство хасидов никогда не подстригают её в соответствии с рекоммендациями Коболы, и уж конечно, не сбривают «под ноль» . Литваки регулярно подстригают, «правят» бороду, можно встретить и чисто выбритых студентов литовских ешив. Это неженатые ешиве бохеры. В Шаббат одежда литвака немногим отличается от будничной формы: некоторые сменят короткий пиджак на длинный сюртук - фрак. Фрак не имеет карманов и застегивается, как и вся традиционная еврейская мужская одежда, таким образом, чтобы правая пола накрывала левую, то есть, по нееврейским стандартам «по-женски» . Фрак имеет глубокий разрез и две пуговицы сзади. Как две капли воды похож на литовский фрак Любавический сюртук. Как же отличить одно от другого? Любавичер, входя в синагогу, подпоясает сиртук шелковым черным поясом, гартлом. Литвак гартлом не пользуется. Остальное разнообразие верхней одежды можно разделить на: капоты (рэкл) , халаты, бекечи (то есть бекеши) , жугшцы (джубе) и т. д. Черная капота - обычная будничная одежда большинства хасидов. По особенностям покроя капоты можно идентифицировать её обладателя. Венгерские хасиды (Белз, Вижниц, Спинка) носят особенно длинные, наглухо закрытые капоты из простой ткани, часто с фактурными, но тоже черными полосами. Капота польского хасида чуть короче и имеет глубокий разрез, шлиц сзади. О степени консерватизма общины и отдельно взятого хасида можно судить по лацканам: если они закруглены — значит перед нами ревнитель старой моды. Если лацканы заострены — перед нами вольнодумец.
Хасидская одежда
Хасиды придерживаются определённого стиля одежды, в общих чертах повторяющего одежду евреев XVIII — начала XIX вв.
Многие виды одежды — по сути нееврейская одежда времён зарождения хасидизма либо еврейская одежда Восточной Европы. Каждая хасидская группа имеет свои особенности одежды, по которым их легко опознать. Хасиды традиционно одеваются в чёрный шёлковый (кто не может позволить себе, тот в сатиновый или полиэстерный) кафтан (бекише, капоте, халат на идише) и белую рубашку. Некоторые носят светло-серые или белые кафтаны и другие вариации. Некоторые хасидские группы носят тёмные панталоны до колен и белые или чёрные чулки разной длины.
Любавичские хасиды носят сюртуки фасона 30-х годов «а-ля принц Альберт» . Некоторые венгерские хасиды носят «драй фертл» — три четверти, то есть двубортный пиджак с жилетом, однако в отличие от обычного мужского костюма, правый борт ложится на левый.
Хасидские головные уборы
Одной из отличительных черт хасидского наряда — штраймл, меховая шапка, надеваемая в субботу и праздники. В Иерусалиме некоторые нехасидские евреи тоже их надевают. Другие виды шапок и шляп: сподик (штраймл с высоким верхом) , шойбл (редко) , кашкет, колпак, кичмe (кушма) и просто шляпкe. Хасиды Хабада носят черные фетровые шляпы фасона 1940—1950 годов. Такие же шляпы носят и не-хасиды и неконфессиональные хасиды, не относящиеся к конкретному ребе. Хабадников можно узнать по тому, что они стараются выгнуть шляпу на манер треуголки. Есть и другие фасоны, по которым можно опознать не только принадлежность к определенной хасидской группе, но также общественное положение, принадлежность к семье ребе и семейный статус.
Происхождение хасидской одежды
В жизни набожного еврея большое значение имеет принцип хукос а-гоим — не следовать обычаям неевреев. Его выводят из соответствующей цитаты Книги Левит. Поэтому хасиды решительно отрицают, что в чём-то повторяют традиции гоев, например, носят костюмы по моде польской шляхты XVI века. Хасиды возводят свой наряд прямо к одежде древних евреев, занесённой в Вавилон, а оттуда через Персию к арабам и туркам. Польская аристократия подражала моде турецкого двора, которая была заимствована у евреев.
Так же решительно хасиды отрицают то, что их одежда скопирована у шиитских мулл.
Ритуальное значение одежды
Хасиды придают деталям одежды магические свойства и символическое значение. Например, короткие панталоны заправляют в чулки, чтобы штаны не касались земли, считающейся скверной, нарушающей святость; носят туфли без шнурков или пряжек (штиблет на идише) , чтоб не касаться их и избежать скверны; шелковый шнурок вокруг пояса (гартл идиш) должен по идее отделять вышнее и духовное от суетного, что ниже пояса, и т. п.
Средние века. По другому евреям запрещалось одеваться.
Нет это не от евреев!