«Демоны горды и овладевают гордецами, значит, надо нам смириться. Демоны гневливы, значит, надо нам приобретать кротость, чтобы они не овладели нами, как своими по душе. Демоны злопамятны, немилосердны, значит, нам надо скорее прощать и мириться с обидевшими и быть ко всем милостивыми. И так во всем.
Надо подавлять в своей душе бесовские свойства, а насаждать ангельские, которые указаны в святом Евангелии.
Если после смерти будет в душе нашей больше бесовского, то бесы овладеют нами. Если же мы еще здесь осознаем свои бесовские качества, будем просить за них прощения от Господа и сами всем будем прощать, то Господь простит нам, уничтожит в нас все дурное и не даст в руки бесов. Если мы здесь не будем никого осуждать, то и Господь нас не осудит там. Так и во всем.
Будем же жить в мире, прощая друг друга, мирясь скорее друг с другом, будем во всем каяться пред Богом и просить Его милости и спасения от бесов и вечных мук, пока еще есть время» (Игумен Никон Воробьев) .
Грех - это рана, которую я наношу своей душе или своему телу. И если я злюсь на человека, желаю ему отомстить, то я калечу свою душу, мучаю себя и издеваюсь над собой. Какая мне от этого польза?
В отношении пользы для согрешающих. Возможно, человек, который пришёл просить прощения, искренно сожалеет и искренно раскаивается в совершённом поступке, искренно хочет изменить свою жизнь в лучшую сторону. И если я его прощу, то я, действительно, принесу ему пользу. А если не прощу и наговорю всяких гадостей? От его стремления изменить свою жизнь ничего не останется, и виноват в этом буду я. Поэтому, если просят прощения, лучше простить, чем не простить.
И ещё один важный момент. Некоторые отождествляют прощение врагов с непротивлением злу силой. Это — толстовство, а не христианство. Христианин призван бороться со злом, призван останавливать распространение зла в мире, в том числе, если это необходимо, и через применение силы к тому, через кого зло распространяется. При этом христианин старается не держать зла и обиды на носителей зла, ибо «наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. » (Еф. 6. 12).