Главным для автора было показать внутренний мир своего героя, смену его чувств, его мыслей, его мировоззрения в одно утро: потрясение героя от увиденного туманным утром. С одной стороны – чувство бесконечного счастья, радости, любви; с другой – бездушие, длительность и ужас совершающегося. Часть «После Бала» хотя и меньше по объему, но она несет основное содержание произведения: за пышностью и красотой скрыта жестокость, зло, которые совершаются по закону. Увиденное рассказчиком изменило его жизнь.
Контраст, который служит главным композиционным приемом, проявляется и в образе Ивана Васильевича. Ведь именно он служит связующим звеном двух противостоящих отрывков рассказа. Если бы не эта фигура, две части одного целого так и не смогли соединиться. Только вот подобное противопоставление, происходящее не только на наших глазах, но и в душе гласного героя, оказывает влияние на его судьбу.
Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода, показать перелом в душе героя. На смену умилению и восторгу пришли стыд и ужас. Герой передумал быть военным. Он должен был принять эти законы, эту жестокость. Но участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд. Иван Васильевич, тогда еще очень молодой человек, увидел ту сторону жизни, о которой он не знал. Особенно страшно для него было то, что в этом ужасе участвует отец любимой девушки.