Икона "Троицы" написана прп. Андреем Рублевым в первой трети XV в. для церкви Троицы в Сергиевой лавре. Прп. Никон Радонежский поручает иконописцу написать храмовую икону с мемориальной целью: "в похвалу отцу своему Сергию чудотворцу". Прп. Сергий Радонежский прославлялся в качестве имеющего особое "дерзновение ко святой Троице". Создатели гимнов в его честь называли его "Троице вселение". Образ в его "похвалу" должен был носить сугубо умозрительный, философский характер в отличие от предшествовавших изображений "Троицы", хотя бы без праотцев.
Начиная с "Троицы" Рублева появляется на Руси отвлеченный тип "Троицы". Позднейшие весьма многочисленные изображения этого типа уже не имеют иного содержания, кроме изображения Самой Троицы.
Малая распространенность изображений Троицы без праотцев в дорублевское время объясняется, видимо, тем, что иконография лишь постепенно и параллельно с развитием догматики раскрывала представления о явленном Божестве. Созданный прп. Андреем Рублевым вариант имел огромное влияние на дальнейшую русскую иконографию. Если "Троица" с праотцами является библейско-историческим образом, то "Троица" без них уже до Андрея Рублева являлась откровением самой троичности – столь существенной для христианской догматики.
По-видимому, до написания "Троицы" прп. Андреем Рублевым в монастыре главным храмовым образом была икона "Троицы" с праотцами. Ее Рублев, несомненно, знал и, по замыслу Никона, должен был превзойти ее. Первая лаврская "Троица" была обычным пятифигурным изображением – три ангела явились Аврааму и Сарре. Рублеву нужно было выразить ту чистую идею троичности, которая под влиянием Сергия стала наивысшим выражением идеалов эпохи.
В "дорублевской" "Троице" Авраам и Сарра изображены приблизившимися вплотную к божественной трапезе, чем подчеркивается евхаристический и вместе с тем "домостроительный" смысл события. Евхаристическое содержание "Троицы" Рублева является дальнейшим развитием более ранних представлений. Следует сказать, что лаврский предшественник Рублева был опытным и вдумчивым мастером, он был в курсе современных как художественных, так и богословских представлений и исканий. Превзойти его было не просто.
Однако Рублев нашел новые возможности для выражения владевшей им идеи и создал достойную "похвалу" Сергию.