Иоганн Фридрих Эдуард Соболевский (иногда фон Соболевский, нем. Johann Friedrich Eduard Sobolewski; 1 октября 1804[1], Кёнигсберг — 17 мая 1872, Сент-Луис) — немецко-американский дирижёр и композитор польского происхождения.
Изучал композицию в Берлине у Карла Фридриха Цельтера, затем в 1821—1824 гг. в Дрездене у Карла Марии фон Вебера.
Вернувшись в Кёнигсберг, в 1830 г. занял пост музыкального руководителя Кёнигсбергского театра, затем в 1835 г. получил назначение на должность кантора Альтштадтской кирхи, старое здание которой уже было разрушено, а к строительству нового ещё только шла подготовка (в обязанности кантора входил контроль за проектированием с точки зрения пригодности здания для надлежащего исполнения церковной музыки[2]). Однако восстановления собора Соболевский в этой должности не дождался: в 1838 г. его избрал своим главным дирижёром сформировавшийся в городе любительский оркестр, а в 1843 г. к этому посту добавилось и руководство возникшим в городе хором «Музыкальная академия». Наконец, в 1847 г. Соболевский вновь возглавил Кёнигсбергскую оперу. В кёнигсбергский период жизни Соболевский сочинил и поставил в городе шесть опер: «Имоген» (1832), «Велледа, пророчица броков» (нем. Velleda, die Seherin des Brockens; 1835, по легенде о Веледе), «Сальватор Роза» (1848), «Хорасанский пророк» (нем. Der Seher von Khorassan; 1850, по мотивам поэмы Томаса Мура «Лалла-Рук»), «Жижка из Кельха» (нем. Ziska vom Kelch; 1851, по поэме Альфреда Майсснера о Яне Жижке) и «Песня-предательница» (нем. Ein Lied als Verrther; 1852). В этот же период им были написаны оратории «Воскрешение Лазаря» (нем. Die Auferweckung des Lazarus; 1837, по И. Г. Гердеру), «Иоанн Креститель» (1839), «Спаситель» (нем. Die Erlser; 1840—1841), хоровая симфония «Юг и Север» (нем. Sden und Norden) и «мистерия» «Небо и земля» по поэме Байрона (обе 1845). Некоторые из этих сочинений исполнялись также в Лейпциге. Кроме того, Соболевский активно выступал как музыкальный критик, в том числе в «Новой музыкальной газете» Роберта Шумана.