Северокавказский ислам имеет немало отличаев от классического ислама. Здесь веками формировались и укоренились особые отличительные черты. На территории Северного Кавказа сосуществуют множество течений и направлений. Здесь соревнуются между собой множество шейхов, каждый из которых имеет своих сторонников. Среди мусульман суфистского направления распространен сельский ислам с культом святых, у них развит национализм, общинная, вирдовая обособленность, которая создает отсутствие мусульманского единства населения региона. Почти каждая национальность имеет своих святых, свои святые места, отличается разной степенью религиозности, почти у каждой национальности имеются свои веками сложившиеся адаты и обычаи, которые главенствуют в сознании простого населения, сливаются с исламом, и во многих случаях превалирует над исламом, у многих представителей вайнахских народов – слепое повиновение старейшинам доминирует над всеми исламскими нормами. В последние годы на Северный Кавказ проникло новое для региона течение ислама, и на сегодняшний день "внутри самих религиозных общин Северо-Кавказского региона сохраняется достаточно нестабильная обстановка, прежде всего, в связи с расширением сферы деятельности религиозных групп, проповедующих различные течения, в том числе и ваххабизм, превращая религию в дестабилизирующий фактор. Деятельность отдельных политизированных исламских групп (джамаатов) , направленная на достижение своих, узкоочерченных целей, практически нивелирует объединительную силу ислама как мировой религии, которая по своей сути противодействует углублению любых этнических и расовых различий, оправдывающих превосходство одной группы верующих над другой. "