Просветление минуя Бога?
Легенды о жизни Будды рассказывают, что как-то раз, оказавшись со своими учениками в лесу, царевич поднял охапку листьев и сказал: «Листья у меня в руке — это то, чему я вас научил. Прочие листья в лесу — то, чему я вас не научил» . По сути, он дал понять, что открыл лишь крохотную часть своих знаний. Но, признаться, Гаутама Будда упустил нечто очень важное: он практически ничего не сказал о Боге. Себя он тоже никогда не выдавал за Бога. Наоборот, по преданию, он говорил своим ученикам: «Если Бог и есть, то для меня непостижимо, чтобы он замечал мои дела» . Ему также приписывают слова: «Нет бога, который бы мог или хотел помочь человеку» .
В этом смысле вклад буддизма в человеческие поиски истинного Бога ничтожно мал. В одной энциклопедии отмечается, что «ранний буддизм, похоже, никогда не стремился к Богу, во всяком случае, никогда не поощрял веру в него» (The Encyclopedia of World Faiths). Поскольку буддизм провозглашает, что каждый человек должен сам добиваться своего спасения, ища просветления в собственном разуме, получается, что эта религия носит агностический, если не атеистический характер. (Смотрите рамку на странице 145.) Стремясь сбросить оковы индуизма с его суевериями и непостижимым числом богов, буддизм подался в другую крайность, отвергнув основополагающее понятие о Высшем Существе, благодаря которому все действует и живет (Деяния 17:24, 25).
Из-за такого антропоцентричного, самонадеянного мышления появился целый лабиринт легенд и традиций, трудных для понимания учений и толкований, в течение столетий развившихся в множестве школ и направлений. То, что призвано дать простое решение сложных проблем жизни, превратилось в религиозно-философскую систему, слишком сложную для большинства смертных. Рядовые буддисты погрязли в поклонении идолам и реликвиям, богам и демонам, духам и предкам; они совершают многие другие ритуалы, не имеющие почти ничего общего с тем, чему учил Гаутама Будда. Вывод ясен: попытки достичь просветления минуя Бога заведомо обречены.