Стихотворение «Береза» относится к ранней лирике С. Л. Есенина. В первом номере детского журнала «Мирок» за 1914 год Сергей ЕСЕНИН
увидел свое первое напечатанное стихотворение «Береза» . Подписано оно
было псевдонимом — «АРИСТОН» . . В
то время читатель еще не догадывался о том, что под неизвестной
подписью скрывается имя поэта необычайного дарования, исключительного
таланта, поэта, чьи стихи будут входить в душу каждого русского человека
с раннего детства и на долгие годы станут эталоном русской пейзажной
лирики.
Стихотворение «Береза» по праву можно считать школой
словесного рисования. Береза — традиционный в национальной культуре
символ России, поэтому название художественного произведения расширяет
его проблематику. В ходе развития лирического сюжета любование
конкретным уголком природы перерастает в гимн красоте всей русской
земли. Тему любования подчеркивают поэтичные эпитеты, метафоры и
сравнения, плавно перетекающие друг в друга. Они появляются словно из
сказочного царства снежной королевы: «белая береза» , «принакрылась
снегом, точно серебром» , «снежною каймой распустились кисти» , «горят
снежинки в золотом огне» . Олицетворение, выраженное возвратным глаголом
«принакрылась» подчеркивает одухотворенность образа березы, его
цельность и значительность. Береза ассоциируется с горделивой, нарядной
русской девушкой-северянкой, чья природная красота лишь расцветает в
морозный день. Благодаря причудливой игре изобразительных средств,
типичный среднерусский зимний пейзаж перевоплощается в удивительное,
необычайное зрелище.