Искушение Иисуса Христа в пустыне. Икона. Посл. четв. XVIII в. (ок. 1778) (РГИАХМЗ)
«Искушение Христа»
(Хуан де Фландес, XVI век)
Сюжет искушения Христа не получил в изобразительном искусстве широкого распространения. Оно присутствует чаще всего в живописных изображениях всего цикла событий жизни Христа (например, в соборе Святого Марка и Сикстинской капелле) . Изображаться могут как все три искушения (часто на первом плане крупно представлено первое искушение, а два вторых помещены на задний план) , так и просто Христос, стоящий рядом с Дьяволом на вершине горы. Православная живопись иногда помещает сцены искушения Христа на иконах Крещения Господня. То же можно встретить в западноевропейской живописи, например, на картине Веронезе «Крещение и искушение Христа» , где на одном полотне изображены две сцены.
Искушение Христа изображают в трёх композициях (по числу искушений) :
«Иисус в пустыне» : Искушение голодом — ландшафт пустыни, Христос, у ног которого лежат камни либо их держит в руках Дьявол. Это наиболее часто изображаемая из сцен искушений;
«Иисус на крыле храма» : Искушение гордыней — Христос и Дьявол стоят на крыше Иерусалимского храма (изображается как всё здание, так и только кровля) , у храма могут стоять люди;
«Искушение Христа на горе» : Искушение верой — на вершине горы стоит Христос и Дьявол, вокруг горы видны города (образ царств, которые предлагает Христу Дьявол) , рядом со Христом могут быть изображены ангелы, пришедшие к нему, тогда Дьявол изображается отдаляющимся от Христа или низвергающимся с горы вниз головой (в иконописи бегство Сатаны может выступать отдельной сценой, тогда Иисус изображается в окружении ангелов, из которых одни стоят на коленах, а другие держат над ним рипиды) .
В романском, готическом искусстве, а также в период Раннего Возрождения Дьявола обычно изображали в образе духа тьмы — демоном с рогами, чешуйчатым телом, крыльями и когтями на руках и ногах (например, у Дуччо) . В Италии в период Высокого Возрождения Дьявол принимает образ миловидного юноши — «падшего Ангела» (например, у Тициана) . Для акцентирования коварства и хитрости Дьявола он нередко изображался в образе старца в монашеской рясе, из под которой видны копыта или когти (например, у Мастера замка Лихтенштейн).