Мало образов слуг являются заметными в мировой литературе. Кроме Захара и
Санчо–Пансы и Савельича трудно кого-нибудь назвать, так как слуги редко являются
носителями самостоятельных идей. В их образах авторы, как правило, повторяют
старые комические шаблоны.
Пьяница-ямщик Селифан, беседующий с лошадьми, и слуга Петрушка, имеющий “свой
собственный запах”, — оригинальные, но всё же фоновые фигуры. Захар с Обломовым
— это равные, дополняющие друг друга действующие лица. Помещик с крепостным
связаны крепкой цепью, один без другого и шевельнуться не может. Они рабы друг
друга. Обломов “раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них
более подчиняется власти другого. По крайней мере — чего Захар не захочет, того
Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего захочет Захар, то сделает и
против воли барина, и барин покорится.. . Оно так и следует: Захар всё-таки умеет
сделать хоть что-нибудь, а Обломов ровно ничего не может и не умеет”
(Н. А. Добролюбов) .
Образ Захара определяет структуру первой части романа. Все события происходят
и оцениваются в двух планах, через сознание помещика и крепостного.
Обломов немыслим без слуги и наоборот. Оба они рождены крепостным строем,
являются его жертвами, ведь он искажает не только слугу, но и его барина. Они
вместе появляются на сцене истории, вместе и исчезают. Новизна не в открытии
двух типов, на них обратили уже внимание и другие писатели, а в том, как автор
“Обломова” связывает их друг с другом и русской действительностью.
Гончаров с ностальгией думает об исчезающей патриархальной русской деревне,
потому что его сердцу близко это прошлое, но будучи объективным писателем,
изображает неизбежным его распад. Роман кончается не хвалебным гимном
дворянскому образу жизни, а его полным упадком: смертью Обломова и
попрошайничающим Захаром.