Добролюбов называет Катерину "лучом света в тёмном
царстве" и полагает, что она воплощает идею
сопротивления "тёмному царству",в ней выражается
народное стремление к свободе:
"В этой личности мы видим уже возмужалое, из глубины
души всего организма возникающее требование права
и простора жизни".
2. отмечает в характере Катерины страстность, нежность
и искренность
3.в самоубийстве героини видит "страшный вызов самодурной
силе".
Статья Добролюбова, по мнению Писарева, была ошибкой,
так как "критик имеет право видеть светлое явление
только в том человеке, который умеет быть счастливым,
то есть приносить пользу себе и другим, и, умея жить
и действовать при неблагоприятных условиях, понимает
в то же время их неблагоприятность и, по мере сил своих,
старается переработать эти условия к лучшему"
Характер Катерины в «Грозе» , отмечал Добролюбов, «составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе» . В «Грозе» есть даже «что-то освежающее и ободряющее» . Если подходить с формальной меркой прогрессивности, как это сделал Писарев, то Катерина - шаг назад по сравнению с прежними героями Островского. Но Добролюбов обратил внимание на существо вопроса, на то, из какого слоя вышла Катерина, сколько препятствий ей пришлось преодолеть в борьбе за свои человеческие права. Здесь даже акценты анализа сместились с раскрытия убеждений героини на ее натуру, с активной борьбы в привычном смысле к такой пассивной форме протеста, как самоубийство. И во всем этом Добролюбов разглядел глубокий смысл.
Характер Катерины разносторонний - «любящий и созидательный» . Опять отмечена неожиданность в драматургии Островского: героиня-самоубийца, а характер созидательный. «Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет» . Жизнь в темном царстве хуже смерти.