В истории каждого народа бывают периоды особого подъёма, взлёта в разных областях, периоды, которыми ещё долго гордятся и которые утешают национальное сознание много позже, когда гордиться бывает уже нечем.
Бенгальцы известны своей любовью к сладкому. Сахарный тростник с незапамятных времён рос на территории провинции, и люди давно научились использовать его в кулинарии. Из тростника выжимали сок (кстати, и сегодня на улицах индийских городов можно встретить торговцев, предлагающих прохожим стаканчик свежевыжатого тростникового сока) . Сок варили в больших глиняных чанах, получая патоку - гур, а отжимки использовали в качестве топлива. Оставшийся в чанах гур покрывали определённым видом мха, и бактерии, содержащиеся в нём, перерабатывали патоку в кристаллики сахара. Бенгальцы утверждают, что это один из древнейших, если не самый древний, способ производства сахара, в наши дни совершенно забытый.
Итак, бенгальцы любили сладкое, они к нему привыкли. Европейские кондитерские изыски в те годы были доступны немногим, да они и не производили большого впечатления. Ведь, по мнению европейца, индийские сласти приторны, а индиец XIX в. , напротив, считал европейские изделия пресными, безвкусными, недостаточно сладкими.
Тысячи, а теперь уже и миллионы бенгальских врачей, инженеров и учёных стали активно осваивать весь англоязычный мир. В Соединённых Штатах, Англии, Канаде едва ли можно найти университет, где не работают хотя бы два бенгальских профессора. И с росголлой произошла новая метаморфоза: если в Индии она сменила написание своего имени, то теперь сменила функцию, превратившись из привычного десерта также и в знак сохранения национальной идентичности. Быть бенгальцем за границей - значит говорить по-бенгальски дома, следить за новинками бенгальской литературы и кино, не забывая, естественно, классику, женить сына на бенгалке (выдать дочь за бенгальца) и есть на сладкое, хотя бы по праздникам, росголлу. Поедание бенгальцами росголлы - общепринятый и почти обязательный способ выражения ностальгии. И как мы посылаем с оказией друзьям и родне, находящимся за границей, бутылку настоящей русской водки и буханку чёрного хлеба, так и бенгальцы всегда были готовы послать родным, оказавшимся за океаном, росголлу.
Однако сочный шарик не так просто переправить на другой край света. Значит, что-то нужно придумать и для сохранения дорогого подарка. Полагаю, никто не удивится, узнав, что первыми о консервации росголлы задумались в семье её изобретателя. В 1930 г. сын Нобина- мойры, Кришна Чандра, основатель фирмы «К. C. Das», в только что купленной кондитерской в Джорашанко представил изумлённым покупателям жестяные банки со сладкими консервами - их любимой росголлой. Кстати, это был первый консервированный десерт в Индии. Новинка пошла, что называется, на ура. Пожилые бенгальцы, собирающие в дальний путь своих образованных сыновей, обязательно укладывали им в чемодан хотя бы одну банку росголлы - маленький сладкий кусочек родины на горькой чужбине!
Теперь консервы, как и «свежую» росголлу, производят разные фирмы. И не надо уже родителям слать посылки или ждать оказии в дальние страны: в любом индийском магазинчике - а в тех уголках мира, где существует индийская диаспора, таковых открылось великое множество - ровными рядами стоят на полках банки с консервированными сладкими шариками от разных производителей. Сейчас росголла продается и в Москве.
Приживётся ли новинка, закричат ли бенгальские детишки, отведав росголлу где-нибудь в Калифорнии: «Абар кхабо!» , - покажет время. Скорее всего, приживётся. Таким уж удивительным свойством обладают эти маленькие шарики в сахарном сиропе - сопутствовать бенгальцам в любую эпоху и в любом месте.
Вы об узбекских куртах хотели узнать? *Это очень сложная и тёмная история.. . : - 0