В конце XIX века позитивизм сделался объектом жестокой критики со всех сторон. Отрицая «историю-борьбу» , интересующуюся жизнью исключительно великих людей, Люсьен Февр и Марк Блок призвали к созданию «новой исторической науки» , чему немало способствовал основанный ими в 1929 году журнал «Анналы экономической и социальной истории» .
Представители «школы Анналов» защищали идею «тотальной истории» , которая охватывала бы все временные пласты во всей полноте. Таков был замысел книги Фернана Бродсля «Средиземноморье в эпоху Филиппа П» (1946), показавшего, что, несмотря на быструю смену событий и изменчивые общественные отношения, культура народа и менталитет остаются почти неизменными. Предпочитая диахронической синхроническую перспективу, свойственную этнографии и структурной антропологии, «история неизменного» , как назвал ее Леруа Ладури, также стремилась исследовать структуру конкретного общества. «Новая историческая наука» способствовала разработке количественных методов исследования массовых явлений, применение которых получило широкое распространение с изобретением компьютеров, и существенно обновил методы исторической демографии и социальной и экономической истории.
С конца 1970-х гг. упадок тоталитарных идеологий, и прежде всего марксизма, а также рост общественного интереса к истории размыл, однако, самые границы исторической науки. Начался расцвет «микроистории» , которая стремится сузить масштабы рассматриваемых явлений, например, до размеров городской коммуны. Пересмотр направления исследований, делавшего ставку на работы об отдельных личностях или социальных группах, привел к расцвету биографических жанров (Жак Ле Гофф. Святой Людовик, 1995), повышенному интересу к истории гильдий и частной жизни, женской истории, «Историческая территория» была расширена, что порождало огромное разнообразие аспектов и методов исследований.
На этом пестром пейзаже по-прежнему просматривается несколько главных тенденций: возврат к политической истории, уделяющей преимущественное внимание восприятию идей обществом или возникновению локальных общностей, а также к представлениям, структурирующим индивидуальное и коллективное сознание.
Словарик:
пиграфика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая надписи на твердых материалах (камне, металле, дереве) .
филология - наука, изучающая язык на основе критического анализа текстов. В широком смысле - критическое исследование текстов путем сличения рукописных вариантов или различных изданий.