как называется книга в которой после прилета на планету астронавты обнаружили форму жизни в виде океана
кто автор и как называется книга в которой после прилета на планету астронавты обнаружили форму жизни в виде океана, да еще и умного. Спасибо
кто автор и как называется книга в которой после прилета на планету астронавты обнаружили форму жизни в виде океана, да еще и умного. Спасибо
"Солярис" Станислава Лема
Главная штука в сюжете про океан была не в том, что он мыслил. А в том, что мог сканировать мозг землян, заглядывать в самые потаенные уголки. И, как рачительная хозяйка, вытаскивать на свет божий "забытые вещи": брошенного ребенка, камень, которым в детстве нечаянно убил котенка, покончившую с собой жену, оставленных в приюте родителей.. . То есть то, что каждый из нас загоняет в подсознание.
В романе обсуждался вопрос о том, не подвергнуть ли этот "компот" жесткой радиационной атаке. Люди не могли понять, почему океан их мучит, зачем являет им образы и артефакты, которые способны довести до самоубийства.
А планета и не думала их мучить. Просто приводила в порядок мозги. Тем способом, которым умела это делать.. .
Что касается фильмов.. . "Солярис" Тарковского это произведение высокого искусства, наравне с шедеврами живописи и музыки. Я после него три дня ходила как в тумане.. . А фильм с Клуни - обычная поделка. Ни музыки, ни образов, ни душевных мук, ни катарсиса в финале. Посмотрел и забыл...
Солярис.
Еще есть два фильма Солярис - более ранний Тарковского, и снятый довольно недавно Содеберга. В нашем главного астронавта играет Банионис, в заморском - Клуни. Оба фильма разные, и каждый по своему хорош. Оба фильма сняты по С. Лему.
Солярис
Солярис
Всем читать повесть Станислава Лема "Солярис" и тогда поймете что идеи С. Лема в фильме Тарковского и тем более американская версия не отражены. Кстати об этом писал и Станислав Лем про фильм Тарковского !
Из книги "S.Beres'. Rozmowy ze Stanislawem Lemem" (Krakow, WL, 1987, s.133-135): "К этой экранизации я имею очень принципиальные претензии. Во-первых, мне бы хотелось увидеть планету Солярис, но, к сожалению, режиссер лишил меня этой возможности, так как снял камерный фильм. А во-вторых (и это я сказал Тарковскому во время одной из ссор) , он снял совсем не "Солярис", а "Преступление и наказание". Ведь из фильма следует только то, что этот паскудный Кельвин довел бедную Хари до самоубийства, а потом по этой причине терзался угрызениями совести, которые усиливались ее появлением, причем появлением в обстоятельствах странных и непонятных. Этот феномен очередных появлений Хари использовался мною для реализации определенной концепции, которая восходит чуть ли не к Канту. Существует ведь Ding an sich, Непознаваемое, Вещь в себе, Вторая сторона, пробиться к которой невозможно. И это в моей прозе было совершенно иначе воплощено и аранжировано.. . А совсем уж ужасным было то, что Тарковский ввел в фильм родителей Кельвина, и даже какую-то его тетю. Но прежде всего - мать, а "мать" - это "Россия", "Родина", "Земля". Это меня уже порядочно рассердило. Были мы в тот момент как две лошади, которые тянут одну телегу в разные стороны.. . В моей книге необычайно важной была сфера рассуждений и вопросов познавательных и эпистемологических, которая тесно связана с соляристической литературой и самой сущностью соляристики, но, к сожалению, фильм был основательно очищен от этого. Судьбы людей на станции, о которых мы узнаем только в небольших эпизодах при очередных наездах камеры, - они тоже не являются каким-то экзистенциальным анекдотом, а большим вопросом, касающимся места человека во Вселенной, и так далее. У меня Кельвин решает остаться на планете без какой-либо надежды, а Тарковский создал картину, в которой появляется какой-то остров, а на нем домик. И когда я слышу о домике и острове, то чуть ли не выхожу из себя от возмущения. Тот эмоциональный соус, в который Тарковский погрузил моих героев, не говоря уже о том, что он совершенно ампутировал "сайентистский пейзаж" и ввел массу странностей, для меня совершенно невыносим".
Одна из рецензий на фильм "Солярис" оставленная под ником Kamerer.