Слово "вампир" пришло к нам из венгерского языка,
а большинство преданий о них родилось в Восточной Европе.
Как объяснить, почему вера в вампиров распространена именно на Балканах
или, формулируя иначе – почему универсальный психологический феномен именно там принял такую форму?
1. просто балканские вампиры в 18 веке стали вдруг очень популярны и весь просвещенный мир узнал именно о них (на самом деле эти верования распространены гораздо шире) , и
2. откуда вообще появился такой странный образ воплощенного зла? Напрашивается объяснение, что они просто действительно там и именно там были, а, например, в Дании их не было.
В романе американского писателя Д. Симмонса “Дети ночи” дается совершенно новая попытка “рациональной” интерпретации феномена В. , объясняющая локальность его распространения:
это особое наследственное заболевание иммунной системы, при котором для поддержания жизни необходимы постоянные вливания свежей здоровой крови, причем если в результате брака двух таких “вампиров” рождаются дети, лишь 2 % из них окажутся носителями заболевания.
Но на самом деле тот факт, что вампиры были только на Балканах – это тоже не совсем так. Вера в вампиров распространена в основном в районе Балкан, однако варианты данных представлений встречаются и у других народов - на Сев. Кавказе, в Литве, в Лапландии, среди татар, украинцев, белорусов, народов Поволжья и др. Сходные поверья можно найти и у африканских народов, и на Дальнем Востоке, что в целом позволяет предположить существование некой универсальной комплексной мифологемы, отождествляющей кровь с жизненной силой и предполагающей возможность бытования человеческого тела (и рассудка) на границе между миром живых и миром умерших.. .
В некоторых регионах появившегося на свет в субботу ребенка встречают с радостью (Западная Болгария, Восточная Сербия, Подгорица, Тимок) как своеобразного защитника дома, человека-оберега. "Субботний" обладает особым зрением - только он может распознать нечистую силу (типичных балканских демонов - вампира, караконджолу, плытеника, таласыма, самодив, орисниц и др. ) и увидеть персонифицированные болезни (чуму, оспу, рожу - црвени ветар (сербск. ) и др.) . Он не только их видит, но может защитить окружающих от них - хотя бы благодаря тому, что в дом (село) , где есть "субботние", нечистая сила и болезни не заходят. Широко распространены поверья (и былички) , что только рожденным в субботу (и еще ряду персонажей - детям вампиров или появившимся на свет после смерти отца) под силу уничтожить вредоносных демонов, особенно вампиров. Специальные обрядовые лица - светичари (изгоняющие оборотней при помощи иконы и молитвы, известной только им) и глогинковци (протыкающие вампира колом из боярышника (глог) - должны непременно быть "субботними" (болг. , макед.).. .
Просто на Балканах больше, чем где либо ещё поддерживают верования в вампиров...