Врач и поэт - Фридрих Рейнхольд Крейцвальд, автор эстонского национального эпоса "Калевипоэг" - в парке на берегу озера Тамула в Выру. Дизайнером памятника является эстонский скульптор Амандус Адамсон. Монумент был открыт 29 августа 1926 года.
В 1988 году памятник был сделан на бетонном основании.
Недалеко рассположился земельный оратор из поэмы которая рассказывает что в древние времена жил на эстонском острове Сааремаа великан Суур Тылль. Жил не один, а с женой Пирет – женщиной ему под стать. Несмотря на свой богатырский рост, был простым и добродушным человеком, обычным селянином. Любил капустки поесть, пивка самодельного попить, в баньке попариться. Возделывал землю, ловил рыбу. Новый дом строил поблизости, из огромных валунов, крепкий и прочный, чтобы нарожать в нём детишек и жить–поживать себе счастливо. Время от времени наведывался к своему брату Лейгеру на соседний остров Хийумаа. И хотя море Тыллю было по колено (не по причине частых возлияний, а из–за могучего роста) , Лейгер с сыновьями построил между островами песчаную косу, чтобы братец ходил к нему в гости посуху.
Тылля местные жители любили и даже выбрали своим старейшиной. Тылль не зазнавался, людям помогал, периодически доставал из пучины тонущих в шторм рыбаков и их судёнышки. Однако местный нечистый по прозвищу Ванапаган (Старый Леший) его почему–то невзлюбил и постоянно строил Тыллю всякие пакости; скучно ему было одному в лесу жить, вот и развлекался, как мог. К примеру, вспашет, бывало, великан своё поле, а Ванапаган ночью туда камней накидает. И злобно хихикает от радости. Однажды замыслил и вовсе недоброе : когда напала на остров вражья сила и люди прибежали за помощью к Тыллю, ибо сами справиться с неприятелем не могли, решил он в отсутствие хозяина разрушить его каменный дом. Пока богатырь подкреплялся перед битвой капустным супом, чтобы набраться сил, лесной вандал сидел в кустах и радостно потирал свои поросшие шерстью и бородавками руки.
И вот, как только великан покинул свою мызу, ворвался Ванапаган в его двор и прямо на глазах обезумевшей Пирет начал рушить с таким трудом построенное жилище. Жена Тылля противостоять нечистой силе не смогла и, как ни пыталась отогнать лешего, всё было напрасно; в конечном итоге придавило бедную женщину рушившимися камнями.
Тылль вернулся с войны победителем, но нашёл на своей земле лишь сломанный дом и бездыханное тело жены. Осерчал он, конечно, крепко, кинулся вслед за Ванапаганом и после долгой беготни и борьбы наконец настиг его и утопил в море. Похоронил жену, сел во дворе, закурил, прикручинился, вспоминая свою некогда счастливую жизнь.
А вскоре случилась новая беда: сломленный враг дождался подмоги и со свежими силами двинулся на Сааремаа. Местным жителям ничего другого не оставалось, как снова позвать на помощь Суур Тылля. Обычно Тылль сражался он с инородцами только колёсами от своей огромной телеги, размахивая ими в разные стороны с великой силой. Но на этот раз решил взять с собой целую телегу.
Поначалу телеге Тылля удавалось поразить огромное количество захватчиков, но раз за разом колёса у неё отлетали и в конце концов оставшаяся у богатыря в руках оглобля от сильного удара тоже не выдержала напряжения и выскользнула из рук. Тылль наклонился, чтобы поднять её, но сзади подкрался вражеский предводитель, который тоже был крепыш, взмахнул своим мечом и отрубил великану голову. Голова откатилась, но мужественный Тылль нашёл её, взял в руки, поднялся во весь рост и пошёл, шатаясь, пока не рухнул. Из последних сил голова его прокричала, что умирает; однако если, мол, на эстонскую землю снова нападёт враг, люди должны разбудить своего героя и тогда он снова будет сражаться. После этого душа чудо–человека покинула своё тело. С течением времени тело Тылля окаменело и превратилось вместе с головой в два холма
Калевипоэг