Все понимала природа – вот он сухой день, узкая тропинка, проводив через деревню, выглядывает в поле, ныряет в лён и зовет за собой мимо васильков - нигде больше мне не приходилось видеть крошечные васильки под ногами – зовет пройти до ближайшей рощи и, оказавшись под сенью берез, поклониться да вспомнить предков. Деревенское кладбище… Здесь мой прадед, прабабушка… Здесь юная 18-тилетняя девушка… Сейчас – юная, тогда мне она казалась – уже взрослой… Появились предатели в деревне, и девушку, что провожала и встречала партизан, нашли лишь весной. Впоследствии предателей расстреляли… а сейчас… все те же сморщенные ладошки прибирают листву с деревянного креста да кладут яблоки с печеньями для птиц на могилу, на могилу двоюродной сестры, Сони… Все как в далеком-далеком детстве, только погода подвела, словно знала, что и в этот раз расстанемся надолго…
Хозяйка на «пошту» - гости в огород – вспомнить соседей, что жили по ту сторону забора, у которых всегда можно было попросить хлеба или какой-то мелочи по хозяйству, вспомнить и улыбнуться, вспомнить, где стояли сани на дворе в те времена, когда в хозяйстве была лошадь, вспомнить - нет, уже не осталось подкопов, что рыл под домом неугомонный поросенок Дюрька :) Лишь по фотографиям можно припомнить блаженно фыркающий пяточек лежащего в луже шаловливого поросенка. Откуда лужа на дворе? – непорядок! ? :) Сам же и разлил воду из чугуна, что принесли на двор для стирки :)
Кто тут у нас на огороде? Кажется, гости. Колхозный конь неделю кормится на лужайке за домом. Такой красивый добрый конь… Он помогает всем – кому поле вспахать, кому сено перевезти, за то, что его кормят все по очереди каждый на своем огороде. Вот и у нас, оказывается, он стоит уже несколько дней – круг выеденного клевера, в центре его – колышек и… конь на границе круга шевелит губами, силясь ущипнуть еще немного сочного лакомства :) Собираю охапку изумрудных листьев, розовых маковок, и, благодарно фыркая, конь съедает ее потихонечку, словно растягивая удовольствие, иногда поднимая добрые глаза на меня, по-детски хлопая ресничками, съедает всё до последнего цветка. А на завтра… только приближаясь, поворачивая по тропинке из-за погреба, вижу его навостренные уши, выглядываю – а конь уже «косит лиловым глазом» и ждет чего-то вкусного :) Прежде, чем истекла положенная неделя, сябры из соседней деревни рассказали хозяйке, что ее москвичи подкармливают коня. :)
Однажды, чтобы посмотреть фотографии, пошли в старый дом – он закрыт на замок уже который десяток лет, но… Входишь в него и кажется, будто хозяева ушли всего несколько часов назад – довольно просторный – на стене весит телогрейка, нигде ни сора ни пыли, полосатые половички устилают половицы от порога до комнат, да часы с кукушкой на стене напротив приоткрытой двери… вот-вот хозяин вернется, а мы смотрим здесь его фотоальбом… белые как и прежде занавески на окнах… только вот своего запаха у этого дома уже давно нет… Сюда в тяжелые годы войны не суждено было вернуться Соне.
Все здесь по-прежнему, кажется что старенькие чуть покосившиеся хаты вокруг рады мне, рады гостям как своим друзьям… Все тот же умывальник во дворе и все такая же в нем холодная вода по утрам. Все так же ласково мурлычет кошка на скамейке под окном, по-прежнему играется с бумажным бантиком – то охотится на него, ловя когтистой лапкой, то просто бегает за ним по кругу, приобщая соседских котят к вечерней игре.
Последний августовский день – небо перестало плакать, слезинки дождя не колотили отчаянно в окно, но солнце так и не вышло проводить гостей. Лишь ночью сжалилось полесье над людьми и приоткрыло загадочную, манящую, пробуждающую умиротворенность черноту неба с мириадами звезд, то перемигивающихся друг с другом в разных концах галактики, а то и падающих на землю, сорвавшись с высоты, как маленькая егоза с деревьев фруктового сада.