Известны следующие теории происхождения государства: «теории вечности и богоустановленности государства, теории насилия и завоевания, рассматривающие возникновение государства с точки зрения внутреннего насилия (одних групп над другими) или внешнего (завоевание одних племен другими и создание государства для управления покоренными народами) , теории общественного договора (создание государства для общей пользы) , классовые теории (появление частной собственности, раскол общества на классы и создание экономически господствующим классом особого аппарата подавления сопротивления угнетенных классов в виде государства)» . Все эти теории на сегодняшний день сосуществуют и конкурируют друг с другом, хотя в последнее время в социальных науках и заметны постепенная потеря интереса к вопросу о происхождении государства и вытеснение этой проблемы постструктуралистской критикой понятия государства в духе «политической археологии» Мишеля Фуко. Что касается типов государства, то уже в Древнем мире наблюдалось значительное разнообразие классификаций. Большую известность получила классификация Платона (она и легла в основу последующих учений мыслителей Средней Азии, прежде всего, Фараби о типах государства) , выделяющая, по нисходящей степени совершенства, типы государственного устройства: 1)аристократия — власть достойных (по происхождению) , 2)тимократия — власть честолюбивых (на основе личных достоинств) , 3)олигархия — власть богатых (по имущественному цензу) , 4)демократия — власть большинства (по жребию) , 5)тирания — власть одного (на основе насилия).