В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж.
Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения
с самыми разными целями. Так, например, в повести "Бедная Лиза№ Карамзина
картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи-это одно
из главных средств раскрытия душевных переживаний героев.
Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.
Одна из основных пейзажных функций, например, в романе "Герой нашего времени» "-более полно и глубоко раскрыть личность главного героя, Печорина.
Печорин способен чувствовать движение воздуха, шевеление высокой травы, восхищаться "туманными очерками предметов", обнаруживая душевную тонкость и глубину.
Ему, человеку одинокому, природа в тяжелые минуты помогает сохранить душевное равновесие. "С жадностью глотал я благовонный воздух",-пишет Печорин после эмоционально напряженного свидания с Верой.
И горизонты пейзажной лирики бесконечны, кладовая природы неисчерпаема.
Русская поэзия воспользовалась миллионной долей сокровищ этой кладовой.
Внимательная любовь, знание родных мест оставило нам и бунинскую темную зарю, и гулкие улицы "Медного всадника", и блоковские городские пейзажи, и пушкинское "очей очарованье".
Блок, Александр Александрович, Бунин, Иван Алексеевич, Есенин С. А. , Пушкин А. С. , Тютчев Ф. И. , Фет, Афанасий Афанасьевич и много еще.
Федор Иванович Тютчев
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.. .
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?. .
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..