Соната для фортепиано № 5 до минор, op. 10 № 1, была написана Бетховеном в 1795—1797 годах, вместе с сонатами № 6 и № 7, и посвящена графине Анне Маргарите фон Браун.
В сонате три части:
1Allegro molto e con brio
2 Adagio molto
3Prestissimo
Эмиль Гилельс исполняет 5 сонату Л. Бетховена
Особенность темы Пятой сонаты, воплощающей неповторимо индивидуальный образ драматической борьбы, состоит, следовательно, в том, что она оказалась для молодого Бетховена также и своего рода миниатюрной лабораторией его конфликтно-динамичного стиля и диалектического метода развития. И поэтому она может служить вплоть до наших дней легко обозримой и эстетически совершенной моделью соответствующих жизненных процессов. Историко-стилистическое же ее место определяется следующим: Бетховен уже в начале творческого пути поднял здесь моцартовский тип контрастной главной партии (и притом в наиболее классическом его виде — с исходной гармонической формулой TDDT в рамках вось-митакта) на новую высоту, извлек из него таящиеся в нем возможности последовательного диалектического развития внутри темы и в дальнейшем своем творчестве к этому типу сонатной главной партии не возвращался. Отметим, что уже в репризе того же Molto allegro Пятой сонаты Бетховен повторяет главную партию без синтезирующего дополнения — ради более общего синтеза, достигаемого в проведении побочной партии репризы в c-moll.
Анализ 5 сонаты Л. Бетховена
Соната_для_фортепиано_№_5_(Бетховен)
посмотри Лунную сонату