Современные научные исследования свидетельствуют о том, что, формирование основ музыкальной культуры, т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу.
Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенку необходимо иметь опыт восприятия музыкальных произведений «разных эпох и стилей» (Б. В. Асафьев) , привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г. М. Науменко писал: «... у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании» . Поэтому дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, наиболее творческие с развитым музыкальным мышлением.
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).