как определить стихотворный размер ?
Вбщм всё что написано во всех литературоведческих справочниках мне относительно понятно . Непонятно только как это всё применить на практике )))
Объясните дубу что да как ( желательно на примере )
Вбщм всё что написано во всех литературоведческих справочниках мне относительно понятно . Непонятно только как это всё применить на практике )))
Объясните дубу что да как ( желательно на примере )
Я уже несколько раз писал об этом здесь на "Ответах". Способ определения размера весьма прост, теоретические, а тем более математические подсчёты тут не требуются.
Попробуйте проскандировать, как на стадионе, знаменитый детский стишок Агнии Барто:
"Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик"
А теперь столь же известные строки из поэмы "Мцыри" Михаила Лермонтова:
"Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой... "
Чувствуете разницу? Первое стихотворение написано четырёхстопным хореем, а второе - четырёхстопным ямбом. И в хорее, и в ямбе чередуются ударный и безударный слог, но в хорее ударный первый (второй безударный) , а в ямбе - наоборот - первый безударный, а второй ударный. Вот это и есть СТОПА (то есть, какое количество безударных слогов соответствуют одному ударному В ИДЕАЛЕ и как они расположены относительно друг друга) .
А как их легче отличить на практике? Ведь это так трудно - высчитывать слоги, да ещё слова в русском языке то слишком длинные (и из-за этого соседствуют рядом два безударных слога, хотя один из них обязан быть ударным - это называется "пиррихий"), а то, наоборот, короткие слова дают два ударных слога подряд, хотя один должен быть безударным (это спондей) , а "удобных" строк, которые предлагают Вам искать в предыдущем ответе, может в стихотворении не быть вовсе. Я предлагаю Вам воспользоваться способом, который я придумал для себя ещё школьником, и который весьма эффективен после нескольких тренировок. Наверняка, он был известен и до меня, так что на приоритет претендовать не могу. Но давайте вернёмся к стихам.
Например, требуется определить, каким размером написана строка
"Адмиралтейская игла".
Не пытайтесь считать ударения - собьётесь и запутаетесь. Лучше обратим внимание на одну важную особенность: стопа хорея двусложная с ударением на первом слоге соответствует любому такому двусложному слову - например, слову "мама". Стопа ямба будет соответствовать двусложному слову с ударением на втором слоге - например, слову "Фома". Теперь давайте, не заботясь о смысле, подставим под строчку "Адмиралтейская игла" какое-то количество слов, соответствующих хорею, а потом - ямбу, и посмотрим, где совпадёт ритм. Итак
Адмиралтейская игла
Мама Мама Мама Мама
Совпадает ритм? Нет! Значит, это не хорей!
Адмиралтейская игла
Фома Фома Фома Фома
Совпадает ритм? Да! Значит, это ямб! А сколько в этой строке стоп? Считаем, сколько раз нам пришлось поставить слово "Фома"? Четыре! Значит, это ЧЕТЫРЁХСТОПНЫЙ ЯМБ!
Такой же принцип и определения трёхсложных размеров ("бабушка" - для дактиля, "собака" - для амфибрахия, "молоко" - для анапеста) . Если схема "не работает" - значит, это дольник или иной вид тонического стиха.
Как видите, всё просто!
А если бы Вы тут привели какое-нибудь четверостишие, то мы могли бы и на конкретном примере показать, как удобен этот способ.
Желаю удачи!
По гласным
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
| - | - | - | -
Стихо/творны/е раз/меры... /
я ХОРЕЙ вам покажу; / | - / Стопа Хорея
здесь ему на слоге первом
ударение вложу
...
- | - | - | - | -
теперь, / тут ЯМБ/ готов/ предста/вить;
ударный слог - второй, теперь.. ./ - | / Стопа Ямба
коль верить позволяет память -
поверь друг, правилам, поверь.. .
...
| - -| - -| -
может Не/ Юлин пре/датель.. .
только, поверьте мне снова; / | - -/ Стопа Дактиля
вслед за ударным - два слога
но, безударные - ДАКТИЛЬ.. .
...
- | - -| - -| -
на центры/ глаза пе/рекинем, /
наш взгляд не останется пуст; / - | - / Стопа Амфибрахия
три слога - удар в середине.. .
летит АМФИБРАХИЙ от уст
...
- -| - -| - -| -- |
вдруг, к листу/ прикоснув/шись, почув/ствует перст, /
за двумя безударными - гласный.. ./ - -| / Стопа Анапеста
нас приветствует песней своей АНАПЕСТ.. .
ударение ставит прекрасно
...
- --| -- -| - --|
ну а всю про/чую удар/ность в пустяках/
пусть объясняют нам ПЕОНЫ на стихах.. .
- --| - --| - --| - -
читай мой друг/ читай легко/ стихотворе/ние / - --| / Стопа Пеона Четвёртого
- - -| - --| - --| --
ПЕОН ЧЕТВЁР/ТЫЙ - на четвёр/том ударе/ние
...
- - | - --|- - -| -
ударенье/ понимают/ даже дети/
- - | - --| - --| -
это тоже/ стих пеончик/ - ПЕОН ТРЕТИЙ/ / - -| - / Стопа Пеона Треьего
...
- | - --| -- -|
теперь я по/кажу ПЕОН/ ВТОРОЙ
- |- - -| - --| -
такою вот, / рифмованной/ строко/ю / - | - -/ Стопа Пеона Второго
...
| - --| - -
у ПЕОНа/ ПЕРВОГО
|- - -| - -
стопочка раз/мерная / | - --/ Стопа Пеона Первого
...
есть ещё такая хрень.. .иль либо.. .читается как ВЕРЛИБР без рифмы само собой Стих Белый но Свободный словно ангел Вольный
когда мозги снесло снега метелью белой в два крыла попробуй сделать Акро простота поэтов много с гениальной лабудой.. .
поэтому побольше слов используй как пророчеств со словаря прям, - хоба.. .но прекрасных.. .чтоб дым парил над самою водой.. .
ты главное - по правилам работай.. .но правил много.. .молодость короче.. .
...