Что интересно, против мата в СМИ активно высказываются именно простые, обычные люди, мужики, которые вроде бы, на этом языке постоянно разговаривают. Точнее, им принято приписывать разговор на полумате. На самом деле, «мужик» , в отличие от многих рафинированных культурологов, очень хорошо понимает, что нецензурная брань – это не «часть русского творческого наследия» , а именно самые последние слова, это - оскорбления. В этой связи расскажу историю из личного опыта. Меня в своё время научила «плохим словечкам» вовсе не дворовая оторва и не хулиганка из подворотни, а девочка из очень хорошей семьи, где по вечерам было принято музицировать, играть в шарады и буриме, где отпрыски посещали музыкальную школу и знали, кто такие Марк Шагал, Борис Пастернак и Марина Цветаева. В этом доме, устроенном совершенно особым, каким-то не советским (sic!) образом, пили чай из старинных сервизов и перекидывались за столом цитатами из стихотворений. Так вот, гуманитарно-развитая отроковица из этой удивительной, неподвластной временам и веяниям, семьи обучила меня всем подзаборным и – «на-заборным» выражениям. Скажу больше – она даже объяснила, что всё это обозначает! Разумеется, этот прискорбный случай не говорит о том, что поголовно все гуманитарии – горячие поклонники мата и любители скабрезной литературы! Иначе мы бы уже давно мычали и блеяли.
Впоследствии мне довелось услышать интересное объяснение этому загадочному феномену – некоторые «интеллигенты» видят в непристойностях не табуированную тему, а этакую перчинку, которую в «хорошем обществе» принято изящно демонстрировать. Кстати, именно люди, причисляющие себя к творческой прослойке, оказались в рядах защитников богохульниц и хулиганок из ‘Pussy Riot’. Люди, считающие себя писателями, музыкантами, дизайнерами, журналистами требовали свободы для «смелых девчонок, выступивших против условностей и общественного ханжества» . Да и сами девушки воспитывались отнюдь не в пролетарских общагах – они циничны, нахально-ироничны, довольно хорошо образованны. То есть, они с самого начала ведали, что творили. Нам повезло – мы ещё хотя бы иногда способны отличать мерзость от свободного творчества, а хулиганство – от самовыражения, поэтому бунтаркам дали соответствующие сроки.
Так мы подошли к очень важной теме – нужны ли современному человечеству культурные запреты, как таковые? Дело уже не в мате и не в законе, «затыкающем рот» творчески одарённым индивидуумам. Дело в самой сути запретов. Вопрос очень сложный и однозначного, непреклонного ответа на него нет. С одной стороны, как уже отмечалось, без запретов нет культуры. Однако если запретов слишком много, культура тоже гибнет или возникает стагнация. Есть и ещё один вариант: без запретов нет… интереса. В благочинном XIX столетии один только вид дамской туфельки был верхом эротического переживания. А сейчас? Скорее всего, запреты нужны, и они должны быть разумными.
Бескультурье сплошь и рядом
Дело делает своё.
Засоряет воздух матом
Всероссийское хамьё.
<...>
...Наш язык такой богатый,
И красив он, и могуч.. .
Мы избавимся от мата,
Как бы ни был он живуч.
А. Карасёв