Рассказ "Матренин двор" появился в тот момент, когда другие авторы воспевали сытную колхозную жизнь. Не видели нищих деревень, разрушенных церквей, обманутых старух? Видели, конечно. Поэтому рассказ и вызвал шок-он не укладывался в общепринятую концепцию отображения деревни.
Действие произведения разворачивается в 1956 году.
Безрадостной и тяжелой показана жизнь Матрёны Васильевны.
Равнодушие власти к человеку, крестьянину-кормильцу. "Год за годом, многие годы" ей не платят ни рубля -пенсия "не положена", так как в колхозе она работала "за палочки трудодней". А выхлопотать пенсию за мужа, погибшего на фронте, стоило много трудов и унижений. Она больна, но не может ехать в район, в больницу-далеко и хлопотно. . Зато её регулярно выгоняют на работу в колхоз, хотя она уже и не колхозница, и не пойти нельзя-отберут участок огорода.
Нельзя косить для своей козы, нет топлива, и бабы таскают торф, как раньше воровали лес у барина. Так живёт не только Матрёна. Колхозы привели деревню к полному экономическому краху: нет лошадей- мешки таскают на себе, не держат скота, и нет продуктов, даже вилы, выходя на работу, надо брать свои.
Но председатель соседнего колхоза возвысился и получил звание Героя Социалистического Труда за то, что свёл под корень гектары леса, и от "непрохожих" прежде лесов остались кустарники на торфяных болотах.
Работа в колхозе привела к тому, что крестьяне утратили свойственное им чувство хозяина. Об этом рассуждает Матрёна Васильевна: "Станешь, об лопату опершись, и ждёшь, скоро ли с фабрики гудок на двенадцать… Когда, бывалоча, по себе работали, так никакого звуку не было, только ой-ой-ойиньки, вот и обед подкатил, вот вечер подступил".
Раскрестьянивание, утрата людьми традиционных нравственных устоев-вот итог, к которому привела колхозная политика Советской власти в понимании Солженицына.
Многое. Прочитайте самостоятельно.