Место природы в лирике Н. Рубцова. "Природа.. . почти не выступает как объект изображения. Его стихи воплощают органическое, хотя и противоречивое единство человека и природы, которые как бы непрерывно переходят друг в друга. Между тем пейзаж в собственном смысле подразумевает известную отчужденность, отделенность от природы".
Природное пространство в его стихотворениях распадается на два начала: далекий мир звезд ("Ночное ощущение", "Вечернее происшествие") и близкий мир ("Зеленые цветы", "Доволен я буквально всем", "Взглянул на кустик... ").
Можно говорить о специфическом агностицизме поэта. По мнению Н. Рубцова, мироздание настолько огромно, что не может быть познано разумом, но доступно пониманию через ощущение: "Я чуток как поэт, бессилен как философ", - говорит его лирический герой. Понимание природы у Н. Рубцова связано с его представлением о том, что мирозданье таинственно и непознаваемо. Ощущение этого рождает у человека чувство страха ("Вечернее происшествие") и осознание того, что далекое пространство космоса равнодушно к судьбе человека, поэтому в лирическом сюжете многих стихотворений ситуации встречи и столкновения с мирозданием возникает стремление вернуться в близкий герою национальный мир, представленный образами дома и семьи, очага.
В отличие от космоса, малый природный мир познаваем не только через ощущения, но и через его философское осмысление. В стихотворении "Взглянул на кустик... " природа подсказывает герою универсальный закон земного бытия, который он переносит на социальную жизнь человека: гармония человека с миром возможна только тогда, когда личность определяет свое место в бытии, не устремляясь за ложными социальными ценностями: "Тянулись к солнцу - вот и обожглись"
Сборник стихов знаменитого русского поэта Сергея Пахомова и поэтессы Светланы БаскОвой "Море Бердянска"