В Риме почитали 12 главных божеств, и со временем их стали отожествлять с великими греческими богами. Наряду с главными божествами продолжали чтить и местных богов и духов. Особенно распространены были хозяйственные культы. Охотно воздавали почести божествам земледельцев: Церере и Марсу.
Молитвы и ритуальные заклятия возносили и иным божествам или демонам, от которых, по верованиям, зависели плодородие земли, судьба урожая, успешное проведение полевых работ. Земледельческие обряды играли столь большую роль, что уже в первые годы римской истории, во времена Ромула, возникла особая жреческая коллегия из 12 человек, называвшихся « арвальскими братьями» («арвалис» - полевой, пахотный) .
В середине мая, коллегия устраивала Амбарвалии-праздник торжественного обхода полей в честь Марса, Цереры и богини Деи. Торжественной процессией обходиди поля, заклиная богов и принося им жертвы. Свои обряды совершались и при подрезке ветвей деревьев. Собираясь корчевать лес, римлянин опять-таки приносил жертвы и творил молитвы богам.
Существовали и другие формы молитв, заклинаний и обрядовых песен. Например, фесценнины - народные песни или стихи в форме диалога, происхождение которых связывают с городом Фесценнией. Эти полные насмешки, задиристые, иногда едкие и язвительные куплеты, звучали на торжествах в честь сельских богов, в праздник урожая, а также на свадьбах.
Очень торжественно проходило празднование Нового года, ставшее с 153г. до н. э. традицией и в Риме, и во всей Италии, а потом и во всей Империи. Проходили официальные торжества, связанные со вступлением в должность консулов; сначала 1-го марта, затем 1-го января.
Среди многочисленных римских праздников, справляющихся ежегодно, преобладали древнейшие, а именно торжества в честь земледельческих богов и богинь. Очень популярны были праздники посевов и Паганалии в честь богинь земного плодородия Теллюс и Цереры.
В феврале справляли Луперкалии. Приносили жертвы богу границ и межей Термину, по имени которого праздник 23 февраля назывался Терминалиями. Жертвоприношения были вегетарианскими. 12 апреля справляли Цереалии: в этот день, как рассказывает Овидий, древний обычай повелевал жителям выпускать лисиц с зажженными факелами на хвостах. 21 апреля, в годовщину основания Рима, наступал праздник пастухов – Палили, в честь древнеиталийского божества Палес.
Самыми известными были декабрьские Сатурналии, справлявшиеся как в деревне, так и в городе. Праздник длился 5 дней и был посвящен древнеиталийскому богу посевов и земледелия Сатурну. В 497 г. до н. э. богу Сатурну воздвигли в Риме храм у подножия Капиталийского холма, и с тех пор вошел в обычай праздник Сатурналий. Сатурналии выступали как праздник вседозволенности. Полагалось обмениваться подарками – обычай этот римляне блюли неукоснительно. Существовали праздники людей труда. В середине марта справляли Большие квинкватры в честь Марса, а позднее - в честь Миневры.
К праздникам военным относились Эквиррии в конце февраля и в середине марта в честь бога Марса. Древнейшими считались Таврские игры в честь подземных богов. И Римские, или Великие, игры, посвященные Юпитеру.
Римский календарь праздников тесно связан с местными культами. В течение столетий римской истории некоторые торжества утратили свое значение, а другие продолжали справляться по традиции.
Удачи Вам!