Становление и развитие циркового искусства неотделимо от общей истории цивилизации и прочно вписано в ее контекст. Происхождение цирка связано с обрядами, играми, с особенностями быта и образа жизни народа, а также с возникновением новых ремесел и профессий, и даже – с основами рекламы. Так, пантомима развивалась из ритуальных обрядов первобытного общества, призванных обеспечить удачную охоту. Чревовещание ( «энгустримизм» или «вентрология» ) идет от камлания шаманов, свершающих культовое действо. Укротители ведут свою родословную от гладиаторов, сражавшихся на арене с дикими зверями, а также –от первых христиан-мучеников, отдаваемых в Древнем Риме на публичное растерзание львам и тиграмКонный цирк берет свое начало от античных гонок колесниц и конных ристалищ, бывших любимым развлечением древних римлян; позже, начиная с 16 в. развитию конного цирка способствовали многочисленные школы верховой езды, связанные с необходимостью особой подготовки всадников, участвующих в конных боях. А вот другая разновидность конного цирка, джигитовка, появилась и окрепла в среде кочевых народов Востока, так как связана с совершенно иными навыками верховой езды. Искусство канатоходцев зародилось в среде ремесленников, занимающихся плетением канатов: чтобы продемонстрировать крепость своего изделия, мастера ходили и прыгали по канату, натянутому между двумя подставками. Номера факиров и манипуляторов известны с древних времен и ведут свое начало от культовых обрядов, а вот становление циркового иллюзиона обусловило гораздо более позднее развитие технических возможностей: сначала–изобретение амальгамы и появление зеркал, позже–электрического освещения и разнообразных сложных механизмовПосле падения Римской Империи цирки понемногу утратили свою актуальность. В Средние века бродячий цирк был ещё привычным делом, но уже всё популярнее становились театры и мистерии. Цирковое представление в том виде, в котором оно известно сегодня, появилось лишь к концу восемнадцатого века. У истоков первого профессионального цирка стояли английские наездники Астлеи, живущие в тот период во Франции. Именно в Париже в 1773 г был выстроен первый круглый зал, в котором демонстрировались наезднические трюки и чудеса акробатики. Далее бразды правления парижским цирком перехватили у Астлеев итальянцы Франкони.
Увеличив здание и введя в шоу номера с дикими животными и собаками, итальянцы перевели цирковой бизнес на совершенно новый уровень. Прошло совсем немного времени и стационарные цирки стали обычным делом в каждом крупном городе Западной Европы. Не обошла эта мода стороной и Россию. Цирки Парижа всё так же считались лучшими, однако, и гастролирующие цирковые команды из Италии, Испании и других стран пользовались огромным успехом. В Италии стационарных цирков не существовало. Тем не менее, каждый итальянский театральный зал предусматривал возможность оперативного переоборудования
первый в Европе двухэтажный цирк построен в Киеве известным дрессировщиком лошадей Петром Крутиковым