Молодой нигилист Базаров отрицает все “романтические чувства”. Впрочем, нельзя представить героя аскетом. Он был “великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью.. . ”. Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых, - молодостью, чистотой, непосредственностью. Иное дело - отношения с Одинцовой. “Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему - все, казалось говорило в его пользу, но он скоро понял, что в отношениях с ней “не добьешься толку”, а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил”. Тургенев показывает внутреннюю борьбу героя с самим собой. Именно в этом заключается объяснение показного цинизма Базарова. Чувства Базарова- это не только физическая страсть, “голос крови”,это - любовь. “...Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”. Борьба Базарова со своим чувством изначально обречена на неудачу.
А вот, Павел Петрович всегда пользовался успехом у женщин, ему завидовали мужчины. Он вел активный образ жизни, но все вмиг изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р. , которую Кирсанов повстречал на балу и в которую влюбился страстно. Княгиня довольно скоро охладела к нему, и он чуть с ума не сошел, стал гоняться за ней по всему свету, проявляя малодушие.
Измученный этими отношениями, Павел Петрович состарился, поседел и потерял интерес к жизни. Базаров же к любви относится весьма холодно. "Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина"- замечает он. "Для Павла Петровича любовная драма может стать источником самоуважения: воспоминания о ней поддерживают сознание незаурядности и значительности прожитой им жизни. Для Базарова подобная же драма означает унижение и воспринимается как проявление позорной слабости.