ГЭРИ Фрэнк Олуэн (Gehry, Frank Owen). Настоящее имя - Эфраим Голдберг) родился в Торонто в 1929 году. В возрасте 17 лет он переехал в Калифорнию.
Учился в архитектурной школе Университета Южной Калифорнии и в Гарвардском Университете.
В 1963 году основал собственную мастерскую, "Frank O. Gehry and Associates", которая в 1971 была преобразована в "Gehry & Krueger Inc." Сейчас она носит название "Gehry Partners".В 1989 году Фрэнк Гери стал лауреатом Притцкеровской премии.
Башня Ocean Avenue ProjectСША, Санта-Моника
В работах 1960-х гг. заметно влияние кубизма (например, дом-студия Данцигера в Голливуде, 1964). Уже в ранний период творчества Гэри проявил себя мастером ансамбля, умеющим объединить несколько порой разностильных зданий в единое целое. Так, при реконструкции собственного дома в Санта-Монике (1979) архитектор противопоставил зданию в традиционно колониальном стиле нарочито простые, угловатые пристройки. Новшество вызвало возмущение соседей, тогда Гэри обнес дом оригинальной сетчатой оградой. Архитектурная война привлекла внимание прессы и принесла Гэри известность. Принцип «теневых конструкций» , в том числе сетчатой ограды, был с успехом применен в ряде других проектов.
В 1970-х гг. Гэри выработал своеобразный деконструктивистский стиль, опирающийся на принцип коллажа и применение «грубых» материалов (фанера, металлическая сетка, рифленое железо, деревянные распорки) , которые придавали его работам впечатление незаконченности. Уникальность творчеству Гэри придает его скульптурный подход к архитектуре: каждое здание мыслится как скульптура, отвечающая своему окружению и назначению. Так, проектируя гостевые помещения при доме Уинтона в Уэйзате (штат Миннесота, 1984), построенном по проекту Ф. Джонсона в 1952 г. , Гэри создал архитектурный ансамбль, объединивший это здание и однокомнатные постройки, создающие впечатление собрания скульптур.
С конца 1980-х гг. Гэри выполнял разноплановые масштабные проекты не только в США, но и в других странах, в том числе: Музей дизайна в Вейле (Германия, 1987), Центр досуга в Евродиснее (1988–92), Американский центр в Париже (1990–94), Центр изобразительных искусств в университете Толедо (1990–92), жилой квартал во Франкфурте-на-Майне (1996–99), спортивный центр в Анахайне (Калифорния, 1993–95), банк в Берлине (1996–99), новая таможня в Дюссельдорфе (1999), башня Гэри в Ганновере (2000–2001). Опираясь на компьютерное моделирование, архитектор экспериментирует, избирая порой экстравагантные решения, — например, гигантский бинокль, образующий вход в Центр Хиата (Венеция, штат Калифорния, 1975–91); рыбный ресторан в форме рыбы (Кобе, Япония, 1986); силуэт танцующей пары в здании «Джинжер и Фред» , названном в честь известных голливудских танцоров (Прага, 1995).
Центр художественных ресурсов на кампусе LUMA ArlesФранция, Арль
Театр Signature CenterСША, Нью-Йорк
«Театр для новых зрителей» США, Нью-Йорк
Отель на Самотечной, Москва, проект