Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику М. В. Нестерову с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала чистой и подвижнической жизни.
В картине "Видение отроку Варфоломея" зазвучала тема одиночества, «пустынножития» , то есть жизни человека вдали от мирской суеты, в гармонии с природой во имя нравственного очищения души и обретения духовной стойкости и ясного смысла жизни.
До конца своих дней Нестеров был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение. В старости лет художник любил повторять: "Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей» . Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я".
Хорошая картина, но моё мнение склоняется в пользу максимального единения отрока Варфоломея с природой, без присутствия человека даже в видениях, а сокровенные мысли доверяются лишь старому дубу, немому свидетелю жития людей и их деяний, он не выдаст - не продаст и по свету не разнесёт, его ветви как антенны, связь с высшими силами, от корней до кончиков ветвей.