История становления теории правового государства
Основы учения о правовом государстве были заложены И. Кантом в конце
XVIII в. , однако зачатки этого учения в виде отдельных
положений-принципов можно найти у мыслителей Древней Греции и Древнего
Рима.
Так, древнегреческий философ-идеалист Платон в своих знаменитых диалогах
под названием «Государство» , «Политика» , «Законы» и других неоднократно
высказывал мысль о том, что неукоснительное исполнение законов
государством является необходимым условием его сохранения и длительного
существования. Спасение государства и все блага, которые могут даровать
государствам боги, полагал Платон, имеют место там, где закон является
владыкой над правителями, а они его рабами. И наоборот, так, где закон
не имеет силы и находится под чьей-то властью, гибель государства
становится неизбежной.
Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства,
развивались и в работах Аристотеля, являвшегося учеником Платона.
Аристотель считал, что «не может быть делом закона властвование не
только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному
подчинению, конечно, противоречит идее права» . Поэтому страна, в которой
закон не имеет власти, не имеет и какой-либо формы государственного
устройства .
С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе,
человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические
воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей,
писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в
работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и
мыслителя Цицерона, таких как «О государстве» , «О законах» , «Об
обязанностях».