Так, большое место Рубцов отводит религиозной символике, ставя ее в один ряд с природной ("Ферапонтово", "Выпал снег"), и символике образа России, которая в результате соединения символов традиционных и чисто рубцовских предстает в трех главных значениях: 1) Родина-сон; 2) Родина-покой; 3) Родина-святыня. Эти символы имеют у поэта иной, более высокий уровень в силу их драматической идейной наполненности.
Сопряжение природы и церквей, соборов в пейзажной лирике Н. Рубцова исходит из мировоззренческой идеи сопоставления природы с храмом. Но в лирическом герое нет внутренней глубинной религиозности, он лишь лихо перекрестится на собор и помчится дальше Примечательно, что пейзаж Н. Рубцова, как и у Есенина, носит социальную окрашенность. В нем чувствуется современная жизнь.
Последний прижизненный сборник "Сосен шум" /1970 /выделяется, прежде всего, углублением религиозных мотивов. Они осторожными мазками вкраплены в ткань стихотворений /"В сибирской деревне", "Вологодский пейзаж", "Выпал снег. . " и т. д. /. Мотив странничества, связанный у Рубцова с религиозной традицией, наиболее ярко проявился в стихотворениях "Стихи из дома гонят нас... ", "Поезд", "Подорожники", "На ночлеге", "Отплытие", а также в одноимённом с названием сборника стихотворении "Сосен шум", и это само по себе символично, так как у Н. Рубцова не бывает случайных названий, название всегда обобщает и актуализирует проблему.
Среди общих тенденций в изображении природы следует отметить также восприятие природы как источника духовных человеческих сил, причудливое соединение языческого и христианского начал в мировоззрении Думается, именно от новокрестьянской поэзии, от С Есенина и Н. Клюева (сосны молятся, схимник - бор) перекочевали религиозные эпитеты и метафоры в творчество Н Рубцова "Осин тоскливых стоны и молитвы" в стихотворении "В сибирской деревне" /202, с 107 /сродни образам поэзии раннего С. Есенина.
Однако в миропонимании Н. Рубцова нет глубинной канонической ортодоксальной веры. Религиозность присутствует на уровне ощущения. Дарованный Н. Рубцову поэтический талант находит ту систему восприятия и интерпретации действительности, которая близка православному мировоззрению. Поэт идет к вере не от религиозной эстетики, а от жизненных, витальных ценностей. Бог для него воплощен в той же реке, в той же фиалке, которая была и будет всегда. Это пантеистическое видение мира снова напоминает пантеизм Тютчева. И в стихотворении "Промчалась твоя пора" важно, прежде всего, ощущение праздника. Пасха для православных - наиважнейший праздник, когда после страстей на кресте и смерти за человечество Спаситель воскресает; пусть из праздника уходят евангельские подробности, но душа праздника хранится народом и передается в поэзии.
Примечательно, что быт как бы одухотворен человеческим трудом. Наиболее ярким в этом отношении является "сладкий хлеб", а хлеб - это то, что одновременно выступает как продукт человеческого труда и природы. Наделение сакральными свойствами предметов реального мира идет во многом от на