Идея создания повести"Портрет" родилась у Н. В. Гоголя в 1832 году,
после чего, он за короткое время перенёс свои мысли на бумагу.
Процесс написания занял год . Затем, первая редакция была передана
на публикацию и выпущена в 1835 году, став частью одного из
сборников "Арабески".
Взамен восторженных отзывов автор получает негативные, даже
от самого Белинского, что серьёзно его оскорбляет.
Гоголь, в попытке доказать свою правоту и ошибку критиков,
безосновательность их низкой оценки, стремительно начинает
обдумывать план действий по изменению сюжета произведения.
Это занимает у него некоторое время, после чего, вооружившись пером
и вдохновением, Николай Васильевич кардинально
перерабатывает сюжет повести.
Процесс изменения текста начинается в 1841 году.
Автор, взяв за основу уже опубликованное произведение,
в течение года меняет сюжет повести.
Вся работа с "новым" произведением заканчивается к
1842 году, когда автор наконец-то отправляет свежую версию
на публикацию.
Редакторы на этот раз публикуют повесть в третьем номере
журнала "Современник".
Редакторский состав решает оставить небольшую сноску
об опубликованной повести, где поясняется, что «Портрет»
был полностью переделан автором, и данная версия –
не первоначальная. Там же отмечено, что причиной изменения
сюжета произведения стала отрицательная оценка критиков.
Следовательно, сегодняшняя версия повести "Портрет",
печатающаяся в современных изданиях – не что иное как
переработанная версия изначального произведения .
Процесс переписывания повести занял у писателя всего
лишь год.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/question/gogol-portret-istoriya-sozdaniya-soobshhenie-66822#ixzz5xCuktAUb
Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» впервые была опубликована в сборнике «Арабески» в 1835 году. Гоголь тогда собрал статьи по искусству («Живопись, скульптура и музыка» , «Несколько слов о Пушкине» , «Об архитектуре нынешнего времени») , лекции и статьи по истории и размышления об исторических лицах и напечатал их вместе с повестью «Портрет» . Уехав из России после скандала, связанного с премьерой «Ревизора» , Гоголь жил одно время в Италии. Он в Риме, окруженный великими произведениями искусства разных времен и современными русскими художниками, которые, закончив петербургскую Академию художеств с медалью, получали пенсию для совершенствования своего искусства в Италии и потому звались пенсионерами. В этом кругу русских художников Гоголя особенно привлекал Александр Иванов, который писал картину «Явление Христа народу» , делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины и цвет, озаряющий их и природу. Критика В. Г. Белинского и неустанная работа А. Иванова заставили Гоголя пересмотреть свое отношение к повести «Портрет» и переделать ее. К 1841 году эта повесть Гоголем была закончена. Изменилась фамилия главного героя: раньше его звали Чертков, что подчеркивало связь с нечистой силой. Гоголь исключил из повести сцены мистических, необъяснимых появлений портрета и заказчиков. Прояснился слог повести, были развернуты реалистические характеристики второстепенных персонажей: Никиты, профессора, хозяина дома, квартального, дам-заказчиц. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна. Во второй редакции исчезает портрет, который опять пошел гулять по свету. Конечно это меняет и смысл повести.
Смысл повести перекликается с рядом статей “Арабесок” по вопросам искусства.
Гоголь так глубоко и искренне верил в спасительную силу искусства, что надеялся посредством его повлиять на миропорядок. “...Знаю, что, прежде чем понимать значенье и цель искусства, я уже чувствовал чутьём всей души моей, что оно должно быть свято.. . В искусстве таятся созданья, а не разрушенья. Искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущения и расстройства... ” – сообщает Н. В. Гоголь в письме В. А. Жуковскому. После переработки, во второй редакции Гоголь учёл замечания Белинского, углубил эстетическую проблематику, чётче выразил эстетический идеал. Вопрос поставлен со всей определённостью: “Или рабское, буквальное подражание натуре есть уже проступок и кажется нестройным криком? ” Настоящее искусство, по мысли Гоголя, должно быть озарено высшим светом и не подчиняться законам сиюминутного, временного. В результате правок был изменён сюжет: углублён подтекст, изменены экспозиция и финал, завуалирована фантастика.