высмеевние человеческих пороков
Баснописец наполнил русские народные пословицы новым содержанием, используя их мудрость в своих баснях. Благодаря этому образы животных имеют меткий сатирический подтекст, в котором выражен взгляд народа на происходящее в реальной жизни. В каждом животном доминирует одна черта, присущая человеку — легковерие, хитрость, глупость, жадность, легкомысленность, заносчивость. Сюжеты басен легко вписываются в русский быт, Крылов также пользуется историческими аллюзиями, которые с легкостью мог расшифровать его современник. Конечно, для сегодняшнего читателя необходимы пояснения, что «Волк на псарне» — это Наполеон, а Ловчий — Кутузов.
«Послушай-ка, сосед, —
Тут ловчий перервал в ответ, —
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой» .
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
Эта патриотическая басня условно изображает события 1812 года, но это не простая аллегория, ведь басня и в отрыве от исторических образов имеет нравственный смысл. Но образ Волка-Наполеона настолько устойчив, что на иллюстрациях его изображают в наполеоновской треуголке.
В баснях «Рыбья пляска» и «Пестрые овцы» присутствует острая критика на царя. Царь-лев не интересуется судьбой подданных, а вольнодумцев уничтожает, лицемерно выражая сочувствие. Здесь в образе льва узнается Александр I. Крылов осуждал насилие над крепостными, и эти политические намеки не спускали ему с рук. Открыто протестовать в то время никто, увы, не мог.
Басни Крылова — и бытовые, и политические — народны по своей форме и языку, в них выражено народное мнение и его идеалы. Они воссоздают картины русской действительности. Недаром баснописец остался в русской литературе мудрым рассказчиком «дедушкой Крыловым» . Много поколений выросло на его баснях, сохранивших прелесть живой русской речи
Беспечность чорствость и эгаизм