ММ
Мамаз Муткин

Сравнение Ильи Обломова и Евгения Онегина. Подробно сравните образы Евгения Онегина и Ильи Ильича Обломова

Алексей Шишов
Алексей Шишов

В начале XIX века в русской литературе появляется целый ряд произведений, основной проблемой которых является конфликт человека и общества, воспитавшей его среды. Наиболее выдающимися из них были «Евгений Онегин» А. С. Пушнина и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Так создается и развивается особый литературный тип – образ «лишнего человека» , героя, не нашедшего своего места в обществе, не понятого и отвергнутого окружением. Этот образ изменялся по мере развития общества, приобретая новые черты, качества, особенности, пока не достиг наиболее яркого и полного воплощения в романе И. А. Гончарова «Обломов» .
Произведение Гончарова – это история героя, у которого нет задатков решительного борца, но есть все данные быть хорошим, порядочным человеком. Писатель «хотел добиться того, чтобы случайный образ, мелькнувший перед ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение» , – писал Н. А. Добролюбов. Действительно, Обломов не новое лицо в русской литературе, «но прежде оно не выставлялось перед нами так просто и естественно, как в романе Гончарова» .
Почему же Обломова можно назвать «лишним человеком» ? В чем сходство и различие этого персонажа с его знаменитыми предшественниками – Онегиным и Печориным?
Илья Ильич Обломов – натура безвольная, вялая, апатичная, оторванная от реальной жизни: «Лежание… было его нормальным состоянием» . И эта особенность – первое, что отличает его о т пушкинского и, особенно, лермонтовского героев.
Жизнь персонажа Гончарова – розовые мечтания на мягком диване. Тапочки и халат – неотъемлемые спутники обломовского существования и яркие точные художественные детали, раскрывающие внутреннюю сущность и внешний образ жизни Обломова. Живя в придуманном мире, отгороженном пыльными шторами от реальной действительности, герой посвящает свое время построению несбыточных планов, ничего не доводит до конца. Любое его начинание постигает участь книги, которую Обломов читал уже несколько лет на одной странице.
Как и Онегин, и Печорин, герой Гончарова в молодости был романтиком, жаждущим идеала, сгоравшим от стремления к деятельности, но, подобно им же, «цвет жизни» Обломова «распустился и не дал плодов» . Обломов разочаровался в жизни, охладел к знаниям, осознал всю никчемность своего существования и в прямом и переносном смыслах «улегся на диван» , полагая, что таким образом сможет сохранить цельность своей личности.
Таким образом, главное отличие «лишнего человека» Обломова от «лишних людей» Онегина и Печорина заключается в том, что последние отрицали общественные пороки в действии – реальных делах и поступках, тогда как первый «протестовал» на диване, проводя всю свою жизнь в неподвижности и бездействии. Поэтому если Онегин и Печорин – «нравственные калеки» в большей степени по вине общества, то Обломов – преимущественно по вине собственной апатичной натуры.

Похожие вопросы
Реализм романа "Евгений Онегин". Образ Евгения Онегина. Ответ покороче
реализм образа Евгения Онегина, в чем он заключается ?
Сравните Чацкого и Евгения Онегина "цитатами из романа Евгений Онегин". нужно что бы было 2 графы.. срочно (
восстановите правильный порядок событий жизни Ильи Ильича Обломова:
В каких произведениях русской литературы есть тема дружбы, кроме Обломова и Евгения Онегина?!
Характеристика Евгения Онегина
образ автора в романе евгений онегин. образ автора в романе евгений онегин
Образ Татьяны по роману А. С. Пушкина. "Евгений Онегин". С. Пушкина. "Евгений Онегин"
Образ Ленского в ОПЕРЕ "Евгений Онегин"
Сравнение Онегин с Печорин.