Стихотворение Ф. И. Тютчева "День и ночь» - одно из лучших произведений русской философской лирики. Оно получило очень высокую оценку современников: Л. Н. Толстой, всегда восхищавшийся талантом Тютчева, сделал на полях принадлежавшего ему издания следующую помету около этого стихотворения: "Глубина! Красота!» .
Стихотворение это было напечатано не позже начала 1839 г. и опубликовано в XIV томе журнала "Современник» в том же году. В "Современнике» в 1836 г. уже были напечатаны тютчевские "Стихотворения, присланные из Германии» , с подписью "Ф. Т.» . Пушкин, публикуя эти стихи в третьем и четвертом томах своего журнала, отозвался о них с восторгом
Традиционная романтическая тематика к концу тридцатых годов девятнадцатого века уже во многом утратила свою актуальность. Но в творчестве Тютчева романтизм обретает новую жизнь. Жизнерадостность, поэтическая одухотворенность, тема единства человека и природы, осязание тонких материй, присущее Тютчеву, заметно в каждом его произведении. Одно из таких – стихотворение «День и ночь» .
В нем со всей яркостью проявляется проникновение поэта-философа в тайны бытия - то, что считается основной задачей поэзии. Поэт относится к смене дня ночью не просто как к событию последовательному и ожидаемому, и даже не как к символической борьбе двух сил – темной и светлой, дня и ночи. Для Тютчева, наступление ночи – таинственный, трепещущий души смертных обряд, который свершает сама владычица тьмы – ночь. В этом стихотворении Тютчев обходит стороной привычные романтические стереотипы: здесь роль плотного, скрывающего все остальное полотна играет не темная ночь; этот покров, волей богов наброшенный «на мир таинственных духов, над этой бездной безымянной» - есть солнечный, исцеляющий больную душу день. Но почему поэт сравнивает светлое время суток с покрывалом, и почему ночь, мрачное явление природы, почему бездна, полная тьмы и страха – главный исток жизни?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо внимательно разобраться в построении и некоторых особенностях произведения «День и ночь» . Стихотворение можно разделить на две равных части. В первой идет описание блистательного покрова дня, дарованного богами людям. День оживляет, исцеляет души. Во второй части – исчез весь прежний свет и блеск; «настала ночь» , «и бездна нам обнажена» . Первая часть стихотворения абсолютно противоположна второй: «День – сей блистательный покров - день, земнородных оживленье, души болящей исцеленье, друг человеков и богов» , а ночь – это обнаженная бездна, исполненная страха и тьмы, «и нет преград меж ей и нами» .
Стоит обратить на одну особенность этого стихотворения, а именно - глаголы. По представлению многих, день – это обитель дел, суеты; это время суток, которое и дарует нам чувство жизни. Но в описании златотканого покрывала дня можно ли найти глаголы? Нет; свет дарует лишь исцеленье и оживление, но действительно ли он вдыхает в людей жизнь? А ночь? Ночь полна резкости, страха; она срывает, отбрасывает покров дня, она пугает нас и заставляет пробуждаться наши инстинкты, дарованные природой. Бездонная темнота и неизвестность пугают нас, и этот страх зажигает в нас жизнь. Само это чувство заставляет нас быть сильнее, только страх разбудит нас от солнечной теплой нежности и заставит нас свершать непостижимое, все, ради жизни. Неизвестность тьмы пробуждает в нас инстинкты, и даже когда опускается покров света, тот инстинктивный страх остается, и уже под блеском солнечных лучей мы продолжаем бороться против тьмы, принимая эту борьбу за чувство, называемое жизнью.
Стихотворение Тютчева «День и ночь» зеркально разделено на две части: на светлую и темную, на исполненную блеском и вызывающую страх, на солнечный день и мрачную ночь. Но в этом и состоит романтическая лирика ФедораТютчева: проникновенность, чувства радости и тревоги, восхищение природой и ее явлениями; лирика, загоревшаяся последним огоньком романтики русской поэзии и до сих пор не угасающая!
Одно из таких – стихотворение «День и ночь» .
В нем со всей яркостью проявляется проникновение поэта-философа в тайны бытия - то, что считается основной задачей поэзии. Поэт относится к смене дня ночью не просто как к событию последовательному и ожидаемому, и даже не как к символической борьбе двух сил – темной и светлой, дня и ночи. Для Тютчева, наступление ночи – таинственный,