ПД
Павел Дианов

этика просвещения Дж. Локк и А. Смит

ШВ
Шеличь Виталий

Кто хочет воспитать себя и господствовать над собой, должен в конце
концов обратиться к своему разуму - таково убеждение Дж. Локка и других
просветителей, заимствованное ими у великих мыслителей XVII в.
Моральное учение Локка вкраплено в его педагогику и изложено главным
образом в "Некоторых мыслях о воспитании"(1693). Его широко известное основное произведение "Опыт о человеческом разумении" (1690), доказывающее отсутствие врожденных идей, ограничивается рассмотрением морали как совокупности твердо установленных и всем известных правил. При этом подразумевается, что простейшее содержание морали полностью исчерпывается библейскими заповедями, в особенности
Нагорной проповедью. Небольшая работа "Об управлении разумом" рассматривает строгость, эффективность эмпирических методов и учит, как с их помощью человек "может приобрести полную власть над своей душой... " Локк учит освобождению от религиозного фанатизма, но одновременно и тому, как низвести великую страсть до среднего, приличествующего уровня. Он учит отказу от схоластической, мертвой школьной системы с ее дрессурой в области старых языков и старой истории, и он же призывает ограничивать обучение практически полезными знаниями, касающимися хорошего поведения, законов государства, торгового расчета и т. д. ; добродетельного,
добропорядочного мужа, по его мнению, следует ценить бесконечно выше, чем
великого ученого.
Этика Смита не ограничивается, конечно, теоретической санкцией банальностей повседневного буржуазного сознания. Она содержит также ряд плодотворных, глубоких моментов, которые связаны прежде всего со специфическим обоснованием понятия симпатии. Смит постулирует инстинктоподобную эмоциональную нацеленность людей друг на друга, которая обусловлена их чувственной конституцией и потому одинаково
присуща всем. Они, по определению, не могут быть равнодушны друг к другу. Прежде чем они станут законченными эгоистическими субъектами, чувства направляют их к гармонии и равенству. Это был шаг вперед по сравнению с эгоизмом и изолированностью души в ее рационалистической интерпретации. Но не только. Здесь намечается также выход за натуралистические рамки сенсуализма, что сближает Смита с Ж. Ж. Руссо.

Похожие вопросы
Сравнить Средневековье И Просвещение. Сравнить Средневековье И Просвещение
Сравнить Средневековье И Просвещение. Сравнить Средневековье И Просвещение.!!!
разделение властей у Локка?
о каком политическом явлении пишет Дж. Локк?
О каком политическом явлении пишет Дж. Локк:
век просвещения. что это такое?
Идеи Эпохи Просвещения
определение кодекс этики???
Помогите с филос. Дж. Локка
Помогите с философией Дж. Локка