Сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров
симфония,
концерт,
соната,
трио,
квартет,
квинтет и т. д.
в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую или, как минимум, первую) излагать в сонатной форме.
Сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. При этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны как большие (в том числе огромные по масштабу и времени звучания) , так и небольшие, как в жанре симфонии, так и камерно-музыкальные произведения.
Характеристики формы
Количество частей
В музыке венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена) закрепились и стали «нормативными» :
Трёхчастный цикл
в сонате,
в концерте для солиста (солистов) с оркестром,
в камерной музыке с участием фортепиано
в классических симфониях трёхчастный цикл встречается реже и он характерен, в основном, для более ранней итальянской школы — см. некоторые симфонии Гайдна и Моцарта ранних периодов творчества
Четырёхчастный цикл
в симфонии (со времён Карла Филиппа Эммануила Баха и Гайдна) ,
в камерной музыке без участия фортепиано (прежде всего — в квартетах, квинтетах и т. п.) .
В некоторых сонатах Гайдна, Моцарта четырёхчастный цикл может состоять и из двух частей
Сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров
симфония,
концерт,
соната,
трио,
квартет,
квинтет и т. д.
в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую или, как минимум, первую) излагать в сонатной форме.
Сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. При этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны как большие (в том числе огромные по масштабу и времени звучания) , так и небольшие, как в жанре симфонии, так и камерно-музыкальные произведения.
Характеристики формы
Количество частей
В музыке венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена) закрепились и стали «нормативными» :
Трёхчастный цикл
в сонате,
в концерте для солиста (солистов) с оркестром,
в камерной музыке с участием фортепиано
в классических симфониях трёхчастный цикл встречается реже и он характерен, в основном, для более ранней итальянской школы — см. некоторые симфонии Гайдна и Моцарта ранних периодов творчества
Четырёхчастный цикл
в симфонии (со времён Карла Филиппа Эммануила Баха и Гайдна) ,
в камерной музыке без участия фортепиано (прежде всего — в квартетах, квинтетах и т. п.) .
В некоторых сонатах Гайдна, Моцарта четырёхчастный цикл может состоять и из двух частей