Стихотворение впервые напечатано в сборнике
А. Фета в 1850 году.
В основе сюжета – диалог между влюблённой парой,
запечатлённый в памяти героя.
Предаваясь воспоминаниям, молодой человек восстанавливает
картины прошедшего вечера. Реплики дамы его сердца и его
собственные ответы на них автор передаёт с помощью
анафор-"Я говорю… Ты говоришь…".
По первым же словам ясно, что персонажи переживают неприятное
событие, возможно, расстаются. Причём девушка просит прощения,
а мужчина уклончив. Он произносит неопределённое
"до свидания", словно надеется на новую встречу.
В третьей строфе череда риторических вопросов, которые
отражают состояние лирического героя.
Он замечает каждый взгляд, ловит каждый вздох любимой
девушки, чтобы услышать в нём что-то, что даст ему надежду.
Не обретя поддержки, он пытается овладеть собой,
стать холодным и сдержанным, но не находит в себе нужной силы.
Герой сокрушается, признаваясь себе, что он слишком молод,
чтобы не горевать из-за расставания.
В конце стихотворения повторение первых двух строк
(кольцевая композиция).
Благодаря этому приёму сюжет словно замыкается в кольцо,
возвращая нас и героя в настоящее. В своей памяти поэт всё
ещё не отпускает возлюбленную, не желает говорить ей
"прощай".
Стихотворение состоит из четырёх строф.
В строке содержится две стопы дактиля и один-два
дополнительных слога.
Четверостишия рифмуются перекрёстно по схеме abab.
Лирический герой – сам автор.
О молодых влюбленных стихотворение. Она хочет расстаться, он - нет, поэтому говорит "до свиданья". Такой романтический психологизм. А больше в нем ничего нет.