Иван
Иван

какова роль символизации в культуре?

СБ
Сергей Белый

Огромную роль в культуре играют знаки и символы. Символы - выражение культуры. Через символы открываются бессознательные смыслы в глубинах души, которые объединяют людей и превращают их из "Я" в "Мы". В то же время без символов теряется и индивидуальность.

При этом "подлинный символ не просто "обозначает" смысл, но несет в себе всю полноту его действенной силы".

Так, например, у буддистов (дхарма) изображение Будды является не просто картинкой или скульптурой, а является необыкновенно сильным духовным символом, оберегающим и помогающим людям, идущим по пути духовного развития. Все "части" Будды имеют свой сакральный смысл, все они являются символами. Голова Будды соответствует традиционному образу святости: сросшиеся на переносице брови, шишка мудрости на макушке; три линии счастья на шее; мочка уха, раздвоенная и удлиненная, как у жителей южной Индии; отметина в середине лба, символизирующая третий глаз мудрости. Изображения Будды, в целом сохраняя черты святости, различаются в деталях в зависимости от страны, где его изображают, и национальных черт. Для каждого культурного этноса эти черты являют свой, обособленный символ. Будда обычно изображается сидящим на лотосе, подняв три пальца правой руки, как символ благословения. Иногда Будду изображают с ткацким челноком в руках, символизирующим возрождение после смерти, подобно тому, как ныряет челнок в руках ткача. Будду можно увидеть и с книгой - символом знания, и с копьем - символом храбрости, в руках.

Другой яркий пример - памятник В. Татлина "Памятник III Коммунистического Интернационала" (он сейчас стоит в ЦДХ, на Крымском Валу) , который воссоздаёт образ Вавилонской башни с картины Брейгеля старшего. Связь эта не случайна: интерпретация революции как восстания против бога была устойчивой и распространенной ассоциацией в литературе и культуре первых лет революции. И если в богоборческой традиции романтизма героем бунта делался Демон, которому романтики придавали черты преувеличенного индивидуализма, то в авангардной литературе послереволюционных лет подчеркивалась массовость и анонимность бунта (ср. "Мистерия-буфф" Маяковского) . Уже в формуле Маркса, бывшей в эти годы весьма популярной, - "пролетарии штурмуют небо" - содержалась ссылка на миф о вавилонской башне. Но при этом миф о разделении народов заменялся представлением об их соединении, т. е. Интернационале, пытаясь создать поворот к новому толкованию этого символа.

Существует даже отдельная наука, изучающая символы - семиотика . В описании значимости символа достаточно будет отметить, что любая, как реально данная в истории культуры, так и описывающая какой-либо значительный объект лингво-семиотическая система ощущает свою неполноту, если не дает своего определения символа. Культура выражает себя через мир символических форм, которые передаются от человека к человеку, от поколения к поколению. Но сами по себе символические формы - это внешняя сторона культуры.

<a rel="nofollow" href="http://dlrm.ru/literature/symbol.php" target="_blank" >http://dlrm.ru/literature/symbol.php</a>

Похожие вопросы
какую роль играет живая природа в развитии культуры?
какова роль Католической церкви и священников
Какова роль Петербурга в становлении национальной русской культуры
Какова роль слова в нашей жизни?
слово о полку Игореве - его роль в отечественной и мировой культуре?
какова роль русской культурыв истории россии
Какова роль библиотеки в культурной жизни?
Семья и ее роль в культуре русского общества? Семья и ее роль в культуре русского общества?
Какова роль нравственности и культуры в ориентации деловой активности?
Значение античной культуры и ее роль в художественной культуре нашего времени Ответ