В стихотворении “Телега жизни” Пушкин сравнивает жизнь
с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до
темного конца.
Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в
стихотворении “Анчар” , в котором повествует о “древе яда” -
анчаре, являющемся философским образом-символом,
воплощением зла, которым люди распоряжаются по
своему желанию, рассылая гибель “к соседям в чуждые
пределы”.
В стихотворении “Элегия” он как раз утверждает обратное:
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать:
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает:
Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
(“Не дай мне бог сойти с ума”)
можно привести еще множество примеров.
Философскими раздумьями пронизана и любовная,
и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе,
о назначении поэта и поэзии в обществе..
Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся,
в разные периоды своей жизни по-разному понимал и
осмысливал вечные философские проблемы,
что нашло отражение в эволюции его мировоззрения
и творческого метода.
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
"Дар напрасный, дар случайный" 1828 год, "Брожу ли я вдоль улиц шумных" 1829 год, "...Вновь я посетил" 1835 год, "Когда за городом, задумчив, я брожу... " 1836 год