Одним из любимых художниками жанров является пейзаж (от фр. рaysage - местность, страна) . Окружающая среда, естественная или преобразованная человеком природа (земля с ее ландшафтами, видами гор, рек, полей, лесов) , город и сельская местность. Мир вне которого не может существовать человек. Описание или изображение природы в изобразительном искусстве, в музыке или литературе помогает нам понять характеры героев, уловить смысл происходящего. Достаточно вспомнить произведения И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, П. И. Чайковского.
Но пейзаж - это не просто изображение, это всегда художественный образ природной и городской среды, её определенная интерпретация. Содержание пейзажного образа всегда определяется эпохой, господствующим художественным направлением, а также индивидуальностью конкретного автора. Ведь художник не только фиксирует тот или иной вид. В любом произведении искусства всегда проявляется отношение мастера к увиденному, и пейзажная живопись в этом отношении не составляет исключения.
Пейзаж - не только отображение природы, но и одновременно средство выражения человеческих чувств и переживаний. Существует великое разнообразие пейзажных форм. Ведь сама природа разнообразна до бесконечности. Каждый ее мотив неповторим, уникален. Различают природный, сельский и городской (архитектурный, индустриальный и др. ) пейзажи.
Интересную линию развития пейзажа представляют собой работы художников, которые работали на рубеже XIX -XX веков. В поисках правды видении природы они обратились к пленэру. Отсюда удивительная свежесть и чистота цвета. Художники стремились к передаче непосредственного впечатления и отсюда особый интерес к этюду, который становится не подготовительным материалом для будущей картины, а выступает как самостоятельный жанр живописи. И появление картины-этюда, практически с начала и до конца написанной на пленэре. Художники, работая над картиной, стремились завершить ее сразу, пока не высохла красочная масса на холсте, методом a la prima.
С. А. Виноградова часто называли мастером "солнечного света", которым буквально залиты многие из его пейзажей. Художник пишет свои произведения в свободной (этюдной) манере. Но если другие работы художника радостны, звучны, их словно пронизывает бравурно звучащая музыка, то в картине "Весна идет" из собрания Радищевского музея все решено на полутонах, на игре оттенков почти одного цвета.