Поэзия Фета многогранна, основной её жанр –
лирическое стихотворение.
Из классических жанров встречаются элегии, думы,
баллады, послания.
Как “оригинальный фетовский жанр” можно рассматривать
“мелодии’’ - стихотворения, которые представляют собой
отклик на музыкальные впечатления.
А. Фет-импрессионист в поэзии и
своей изобразительности близок художникам -
импрессионистам, которые стремились передать то, что
"мимолетно, неуловимо и
невыразимо ничем, кроме ощущений".
Основное свойство поэзии Фета -чувствительность,
задушевность, утонченное восприятие всего
происходящего вокруг в мире и в душе человека,
представление о красоте как о реально
существующем элементе мира, окружающего человека.
Звуки, шорохи, мимолетные впечатления - не мотивы,
а темы фетовского творчества:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Каждая мелочь, каждая - даже невзрачная -деталь
природы прекрасна, потому что они составляют
наш мир, а он-то и есть истинный предмет поэзии.
Фетовская красота - это красота природы,
объективно существующей, постигаемой зрением,
слухом, обонянием.
Природа Фета всегда оказывается слитой с
мельчайшими подробностями душевного состояния
автора или лирического героя:
любовью, желаниями, стремлениями и ощущениями.
Главным в его поэзии становятся не яркие
пейзажные образы, а эмоциональные впечатления
от природы, настроения, порожденные встречей с ней.
Природа в поэзии Фета, действительно,
как в зеркало смотрит в человеческую душу,
но при этом и сам человек видит в природе
ничто иное, как отражение малейших движений
своей души.
Человек и природа оказываются слитыми
воедино и при этом абсолютно противоположными,
как наш мир и Зазеркалье.
Стихотворение "Заря прощается с землею… " именно
такое.
Небо и земля оказываются открытыми друг другу,
а весь мир раздвигает свои границы по вертикали.
Создается грандиозная картина мирозданья.
Вверху её-деревья, купающие свои кроны в
лучах уходящей зари, внизу - наступающая мгла,
окутанная паром земля.
Здесь природа даже не одушевлена, а одухотворена.
Она живет своей особой жизнью,
и не каждый человек способен проникнуть в её тайну,
познать её великий смысл.
Лишь на высшей ступени духовного подъема
человек может быть к этой жизни причастен.
О конфетах.
о музыке и красках чувств