1.В маленьких трагедиях поднимаются общечеловеческие проблемы
Деньги -искусство -любовь -смерть.
Действие начинается в самый напряженный момент, когда
противостояние героев и мира достигло предела;
напряженность действия развивается по ходу сюжета не постепенно,
а как цепь острых сцен с непрерывным накалом страстей; в кульминационные
моменты герои фактически стоят перед лицом смерти, являясь приљ этом
носителями одной господствующей страсти;
характеры их не развиваются, а подвергаются испытаниям, которые ведут
героев к гибели или нравственному краху.
Герои стремятся к самоутверждению, попирая при этом нравственные законы, моральные нормы и судьбы окружающих людей.
2. "Скупой рыцарь".
Конфликт трагедии не находит разрешения на уровне вечных ценностей.
Деньги отнимают у барона и Альбера их души. Каждый из героев так и остается носителем своей "правды", и конфликт двух людей становится конфликтом людей
и века, их породившего.
"Ужасный век" рождает "ужасные сердца" и разрушает человечность, которая
гибнет в столкновении с низкими страстями.
"Моцарт и Сальери".
Мучительные противоречия Сальери связаны с решением вопросов о
соотношениях ремесленничества и гениальности, праздности и труда,
жизненной легкости и смертной тяжести. Для Моцарта гармония мира в
неразрывном взаимопроникновении высокого и низкого, смешного и
грустного, бытового и бытийного, искусства и жизни.
Он носитель пушкинской идеи о том, что гениальность -дар свыше,
гениальность -спутница добра.
Гуманистический смысл трагедии в том, что никакое злодеяние не может
быть оправдано даже высокими целями.
Трагедийность финала усиливается тем, что хотя утверждается правда
Моцарта, но Сальери перестает быть оплотом ортодоксальности и
незыблемости. Он впервые засомневался и поэтому перестал быть
символом, что для него равносильно смерти.
"Каменный гость".
Дон Гуан представлен в трагедии как символ демонического начала.
Любовь только тогда приносит ему наслаждение, когда она смертельно опасна.
В этом образе связываются два состояния бытия -жизнь и смерть.
Мгновенные наслаждения любовью Дон Гуан переживает как прикосновение
к вечности.
Осужденный судьбой на постоянные любовные приключения, он раб этого
порочного круга.
Дон Гуан в момент наконец-то настигнувшей его смерти впервые понимает
высокий и серьезный смысл жизни и любви.
"Пир во время чумы".
В противостоянии враждебным и гибельным стихиям, самой судьбе человек
становится равным им. Такая борьба с Роком становится для него залогом
бессмертия, как скажет об этом Пушкин и в лирике 1830-х годов:
"Самостоянье человека -залог величия его". Истинная ценность человека в
его стойкости перед ударами судьбы.
"Маленькие трагедии" заставляют читателя задуматься о вечных проблемах
бытия: жизни и смерти, об истинных и ложных ценностях.
Пушкин прославляет в героях трагедий такие качества, как силу духа, стремление
к самоутверждению, способность сразиться с судьбой.
Однако почти все его персонажи -- заложники своих порочных страстей, которые
ведут их к нравственному краху.