Индийское общество традиционно было построено на системе каст, хотя применительно к Индии расхожее выражение "кастовый строй" не корректное название, ибо слово каста происходит от латинского.
В Индии существуют 4 варны (varna), которые в свою очередь подразделяются на джати (jati - профессиональные группы) , собственно индийские джати и принято называть касты.
Система варн сформировалась еще в древней Индии. Само слово варна означает в переводе с санскрита цвет, внешний облик или качеств. Упонимание в четырех варнах - "чатурхварна" впервые встречается в Ригведе, которая сообщает:
«Когда Пурушу (изначального, божественого человека) расчленили… его рот стал брахманом, его руки сделались раджанья [кшатрии] , его бёдра — вайшья, из ног родился шудра» .
Этим система варн древней Индии ограничивалась. Все остальные, не вошедшие в варновую (кастовую) систему, будь то иностранцы, чуждые ведических ценностей, или изгнанные из своей варны за прегрешения, - являлись внекастовыми неприкаемыми - млеччха и дасью соответственно, всех неприкасаемых вместе именуют также как далиты.
Деление людей на варны первоначально осуществлось исходя из врожденных предрасположенностей и качеств человека, присущих ему социально полезных свойств и качеств. Так, считалось, что дети из варны браминов при прочих равных отличаются от детей иных варн тягой к познанию мира, свособностями к обучению и учению других, вдумчивостью и созерцательностью, потому наиболее подходящими профессиями для них будет исполнение жреческих функций, обучение письменности, лечение болезней и естественно декламирование священых текстов. Дети из варны кшатриев обладают высокой степенью раджаса, они воинственны по-природе и очень энергичны, в отличие от вайшиев, которые склонны к мирным занятиям и тщательности и мед, шудры же не обладая никакими особыми талантами и умственными способностями рождаются для того, что бы служить трем первым варнам, выполняя севу - то есть трудиться не за деньги, а за совесть.
Первые 3 варны назывались "двиджды" - дваждырожденными, поскольку имели право на второе "духовное" рождение в процессе инициации и упаяны - повязывание священного шнура. После 2 рождения мальчик имел право слушать и читать Веды, что было не доступно шудрам.