О том, какие изменения происходят с будущим поэтом-пророком,
мы видим из стихотворения А. С. Пушкина:
поэт начинает обладать уникальными качествами под воздействием
высших сил: глаза становятся вещими, уши наполняют доселе неслыханные
шумы и звуки, слово становится горячим, способным "жечь сердца людей".
Оба поэта понимали, что часто пророчествуя и говоря правду, они отторгают от себя
людей -- люди привыкли к лживым и льстивым речам, но поступать по-другому
они не могут: в них говорит не собственная воля, а воля Всевышнего.
Поэт (Пушкин) верил, что когда-нибудь на землю придёт пророк и накажет людей за грехи, в частности, правительство за неоправданное, по его мнению, наказание декабристов. И его предназначение состоит в том, чтобы открывать людям глаза на истину. Муза поэта не должна подчинятся светским предрассудкам, а "глаголом жечь сердца людей".
А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов — два совершенно разных поэта. Каждый из них поэт своей эпохи, своего времени и потому они во многом различны, как в своём творчестве, так и в своих судьбах. А. С. Пушкин написал свое стихотворение после восстания декабристов, в тяжелое для себя время. У данного произведения две темы: преображения обычного человека в пророка и тяжёлое бремя самого пророка, его горькая миссия. М. Ю. Лермонтов пишет своего «Пророка» в 1841 году, за недели до своей гибели. Он в своём стихотворении выражает неверие в лучший мир на земле, говорит о печальной судьбе поэтов, об их истинном предназначении. В этом М. Ю. Лермонтов имеет много общего с А. С. Пушкиным, однако, в его стихотворении пророк побеждён критикой толпы, не способен выполнить свою миссию, тогда как в «Пророке» А. С. Пушкина лирический герой еще не приступил к своей деятельности, нам неизвестно ни об его успехах, ни о неудачах. Таким образом, стихотворения различны в композиционном отношении, поскольку А. С. Пушкин описывает сам процесс становления пророка, а М. Ю. Лермонтов — его последующую судьбу.
Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=78896