В 30-е гг. был завершен процесс ликвидации разномыслия в художественной культуре. Искусство, полностью подчиненное партийной цензуре, обязано было следовать одному художественному направлению — социалистическому реализму. Политическая суть этого метода заключалась в том, что мастера искусства обязаны были отображать советскую жизнь не такой, какой она была в действительности, а такой, какой она должна быть в обещанном социализме. Искусство насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью их воспринимали. Ведь народ жил в атмосфере веры в то, что совершившийся переворот должен принести прекрасное «завтра» , хотя «сегодня» было трудным. В сознании людей происходило размывание границ между желанным будущим и мнимым настоящим.
Особенно большой вклад в создание подобного социально-психологического настроя внес кинематограф, ставший самым массовым видом искусства. И этому было свое объяснение. Советский кинематограф рождался вместе с революцией, впитывал в себя весь ее пафос. События 20-х, а затем 30-х гг. отражались в сознании людей не только через собственный опыт, но и через интерпретацию их кинематографом. Документальную хронику смотрела вся страна. Ее видел зритель, подчас не умевший читать, неспособный глубоко анализировать события, и он воспринимал окружающую жизнь не только как жестокую зримую действительность, но и как радостную эйфорию, льющуюся с экрана. Огромное воздействие кинодокументалистики на массовое сознание объясняется еще и тем, что на этом поприще трудились блистательные мастера (Д. Вертов, Э. Тиссэ, Э. Шуб, П. Новицкий, А. Згуриди) .
Не отставал и художественный кинематограф. Он находился под личным контролем Сталина. Многие лучшие художественные фильмы того времени были посвящены историко-революционной тематике: «Чапаев» (реж. братья Васильевы) , трилогия о Максиме (реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг) , «Мы из Кронштадта» (реж. Е. Дзиган) , «Депутат Балтики» (реж. А. Зархи и И. Хейфиц) и др.
В 1931 г. на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» (реж. Н. Экк) , повествующий о воспитании нового советского поколения. Этой же проблематике были посвящены фильмы С. Герасимова «Семеро смелых» , «Комсомольск» , «Учитель» . В 1936 г. появилась первая цветная кинокартина «Груня Корнакова» (реж. Н. Экк) .
В этот же период закладываются традиции советского детского и юношеского кинематографа. Появляются киноверсии известных произведений В. Катаева («Белеет парус одинокий») , А. Гайдара («Тимур и его команда») , А. Толстого («Золотой ключик») . Для детей выпускались замечательные мультипликационные киноленты.
Особой популярностью у людей всех возрастов пользовались музыкальные кинокомедии Г. Александрова «Цирк» , «Веселые ребята» , «Волга-Волга» , И. Пырьева «Богатая невеста» , «Трактористы» , «Свинарка и пастух» .
Любимым жанром советских кинематографисте стали исторические картины. Фильмы «Петр I» (реж. В. Петров) , «Александр Невский» (реж. С. Эйзенштейн) , «Минин и Пожарский» (реж. В. Пудовкин) и др. являлись, по сути, иллюстрацией сталинской концепции истории. Они лучше, нежели любой учебник, формировали нужные вождю стереотипы, способствуя созданию определенного психологического состояния общества.
Яркие образы в фильмах 30-х гг. создали артисты II. Алейников, Б. Андреев, Б. Бабочкин, М. Бернес, М. Жаров, II. Крючков, М. Ладынина, Т. Макарова, Л. Орлова и др.